Муниципальное общеобразовательное учреждение "Венгеровская средняя общеобразовательная школа"            

 Добро пожаловать! 

Дата обновления 28 февраля 2010 года (Обновлены страницы - Переход на ФГОС Итоговая аттестация)

                                                                                                       ГОСТЕВАЯ КНИГА

 Домашняя
Вверх

Полезные ссылки

ФГОС - Начальная

Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

ФИПИ

ЕГЭ 2010 и ГИА, ЕГЭ 2009: новости, статьи, результаты егэ, демо скачать, тесты егэ онлайн

 

 

 

 

 

  Опыт работы учителя начальных классов Венгеровской средней школы Даниловой Любови Михайловны.

Десятый год работаю учителем начальных классов в сельской школе. Самым сложным и ответственным для меня является набор первоклассников. Многие дети до поступления в школу не имели возможности посещать детский сад. Непроизвольность познавательных процессов, неспособность совершать волевые усилия над собой, несформированность операций мышления становятся главными причинами, не позволяющими детям сразу в должной мере включиться в учебный процесс. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что оптимальным периодом становления и развития познавательных процессов является дошкольный и особенно младший школьный возраст. Более того, если формирование этих процессов по каким-либо причинам во время не осуществляется, то их развитие в последующем крайне затрудняется. Общепризнанно, что традиционная система обучения более ориентирована на передачу знаний ребёнку и сравнительно мало внимания уделяет развитию его способностей, интеллекта, творческих задатков.

Стремление решить эту проблему привели меня к поиску средств, способствующих развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, речи детей. Статья Г.А Бакулиной – кандидата педагогических наук, преподавателя Вятского государственного педагогического университета, «Комплексное интеллектуальное развитие младшего школьника на уроках русского языка» (журнал начальная школа № 8 1999 года) рассказывала о целой системе развивающего обучения, разработанной автором. Элементы этой системы: частично-поисковая работа при изучении нового материала, развивающие упражнения для роков закрепления материала, работа с текстом были созвучны с моими методами работы, но при этом позволяли мне существенно разнообразить формы работ.

Тема моего опыта: «Развивающее обучение на уроках русского языка как средство интеллектуального развития младших школьников».

Я стремилась так построить учебный процесс, чтобы на некоторых структурных этапах урока русского языка в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно совершенствовался ряд процессов мышления, способность к анализу, синтезу, обобщению, классификации, абстрагированию.

Цель: формирование активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и осуществление на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение, управления деятельностью со стороны в самоуправление.

Задачи:

Развивать самостоятельность.

Способствовать расширению кругозора учащихся.

Активизировать умственную деятельность детей

Способствовать развитию ребёнка как личности.

Плодотворно использовать особенности младшего школьного возраста для полноценного развития речевых способностей учащихся.

Принципы

Принцип действенного подхода к обучению заключается в такой организации и проведение уроков русского языка, в результате которых осуществляется поиск детьми собственных путей решения заданий, в максимальной степени активизируется их мыслительная деятельность.

Принцип сотрудничества учителя и учащихся. Он предусматривает сочетание разумной требовательности и строгости с терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно ориентированными технологиями обучения и воспитания учащихся.

Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребёнком дальнейшей работы по самосовершенствованию своего «я».

Проблемность обучения.

Оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности школьника.

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приёмов умственной деятельности.

Специальная организация мнемической деятельности, обеспечивающей осознанность и прочность усваиваемых знаний, в которой память и мышление выступают в неразрывной связи.

Направления моей работы

Повышение роли теоретических знаний с одновременным формированием умений и навыков по их применению, установлением взаимосвязей, открытием закономерностей, построением логики мышления.

Продвижение учащихся в учении достаточно быстрыми темпами, сочетание получения новых знаний с постоянным повторением пройденного, при котором в ранее изученном материале открываются новые связи.

Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.

Создание атмосферы сотрудничества.

Используемая технология:

Проблемная.

В своей работе применяю следующие формы работы:

1. Работа в парах

2. Индивидуальная

3. Фронтальная

Используемые методы:

Частично-поисковый

Игра

Самостоятельная работа

Метод тестов

Объяснение, беседы.

Метод активизации познавательной деятельности.

Великий педагог К.Д. Ушинский считал, что задача учителя состоит не

в том, чтобы давать детям готовые задания, а в том, чтобы направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал?

В первом классе, после прохождения детьми периода адаптации, совместно с психологом была проведена диагностика учащихся по следующим методикам:

- уровень развития речи;

- тесты памяти, внимания;

- тест «Ровена» по уровню развития мышления.

Были получены следующие результаты:

По системе Н.В. Нечаевой, уровень развития речи:

1 уровень – низкий – 2 человека;

2 уровень – ниже среднего – 6 человек;

3 уровень – средний – 4 человека;

4 уровень – выше среднего- 3 человека;

5 уровень – высокийнет.

Результаты обследования уровня мышления первоклассников:

1 уровень – низкий – 3 человека;

2 уровень – ниже среднего – 5 человек;

3 уровень – средний – 4 человека;

4 уровень – выше среднего- 3 человека;

5 уровень – высокийнет.

Таким образом в процессе проведенной диагностики, собеседований с родителями, с учениками, наблюдения за детьми, анализа продуктов деятельности учащихся я вышла на следующие проблемы:

- недостаточное развитие операций мышления – сравнения, обобщения, анализа, синтеза;

- низкий и ниже среднего уровни развития речи у 8 учащихся;

- недостаточный объем памяти и внимания для учебной деятельности учащихся в начальной школе.

Все эти проблемы привели меня к поиску средств формирования и развития познавательных процессов младших школьников.

С первых уроков стараюсь создать продуктивное учебное взаимодействие в системе «учитель – ученик», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная, творческая деятельность учащегося, чтобы от совместного с учителем выполнения заданий он неизбежно пришёл к самостоятельным познавательным действиям и к необходимости принятия индивидуальных решений.

Метод активизации познавательной деятельности я широко применяю

в словарной работе. Знакомство с новым словарным словом на уроке проходит с помощью специальных заданий, развивающих интеллектуальные качества детей, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться. Данные задания несут в себе заряд занимательности, воспитывают у детей интерес к урокам русского языка. Словарная работа проводится вначале урока и вносит мобилизирующий характер.

Приведу несколько примеров знакомств с новыми словарными словами.

Знакомство со словами «Мороз», «Хорошо».

- Сегодня мы познакомимся с двумя словами, которые вы должны самостоятельно составить из данных букв:

М Р Х Ш

З

О О О О

- Что означает слово мороз?

- Что можете сказать о написании слов мороз и хорошо?

- Напишите оба слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Составьте предложение, в которое вошли бы эти два слова одновременно.

Словарное слово «Ученик».

На доске прикреплены картинки, на которых изображены предметы в следующей последовательности: утка, чашка, ель, нитки, игла, кошка.

Сегодня мы познакомимся со словом, в котором есть буква е.

Его вы должны назвать сами. Выделите первую букву в названии каждого изображённого на картинке предмета. Соедините буквы между собой в том порядке, в котором изображены предметы на картинках. Какое получилось слово?

- Кого можно назвать учеником?

- Найдите слово ученик в орфографическом словаре. Напишите его. Поставьте ударение. Подчеркните гласные, на которые не падает ударение. Какую гласную надо запомнить?

- Составьте предложение, в котором слова ученик и тетрадь соединялись бы между собой с помощью любого третьего слова.

Варианты ответов:

Ученик взял тетрадь.

Ученик пишет в тетради

Тетрадь находится у ученика.

Ученик спрятал тетрадь

Словарное слово «Одежда».

- Новое слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы определите, внимательно слушая и выполняя задания.

Задания 1. 1-я буква нового словаэто гласная второго слова в слове народ. Кому трудно определять буквы на слух, могут писать исходные слова в тетради.

Задание 2. 2-я буква – согласная, два раза встречающаяся в слове медведь.

Задание 3. 3-я буква – ударная гласная в слове девочка.

Задание 4. 4-ю букву мы писали сегодня во время минутки чистописания.

Задание 5. 5-я буква – последняя согласная, обозначающая звук, в слове тетрадь.

Задание 6. 6-я буква – гласная, два раза встречающаяся в слове машина.

- Какое у вас получилось слово?

- Что означает слово одежда?

- Сколько слогов в слове одежда?

- На какой слог падает ударение?

- Откройте орфографический словарик. Найдите в нём слово одежда. Напишите его, поставьте ударение. Подчеркните гласную, которую надо запомнить.

Составьте предложение таким образом, чтобы в него вошли слово одежда и любое другое изученное слово из словарика.

Словарное слово «Сапоги».

- Слово, с которым мы сегодня познакомимся на уроке, зашифровано. Вы его можете узнать, если сравните два прямоугольника.

Какое это слово?

- Что такое сапоги?

- Слово сапоги древнерусское. У учёных нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Одни считают, что от слова соппечная труба, так как сапоги напоминают ей по форме; другие от слова сапати, т.е. сопеть, скрипеть, так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.

Произнесите слово сапоги по слогам, определите ударный.

- Ориентируясь на орфографический словарик, напишите слово сапоги в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Словарные слова «корова», «собака».

- Сегодня мы познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи.

- В чём смысловое сходство слов корова и собака?

- В чём их различие?

-Что ещё можете сказать о данных словах?

- Напишите слова корова и собака в тетради. Подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Понимание слова зависит от многих причин, и прежде всего – от степени «нужности» этого слова ребёнку. У ребёнка должен быть мотив, по которому он стремиться познать смысл слова: чтобы понять прочитанное, узнать, как называется заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у школьника есть соответствующая мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово, использовать его в своей речи. Этому способствуют нетрадиционные задания в игровой форме. Занимательный материал даёт возможность ученику без особого напряжения усвоить новые для него факты языка. Игры использую и для повторения изученного. Одну и ту же игру провожу несколько раз.

Игра «Кто больше напишет слов?»

Ведущий называет слова, а дети записывают к ним синонимы, кто больше подберёт синонимов, тот и выиграл.

Например:

Верный – преданный, постоянный, неизменный, надёжный, проверенный (в значении не подведёт), испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность, мягкосердечие.

Игра «Наоборотки».

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы. За каждое правильно подобранное слово даётся жетон. У кого больше жетонов, тот – победитель.

Диктант – игра «Запоминайка».

Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием не.

Учитель предлагает задание: образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание не. Объясните значение слов с не. Придумайте предложение с любой парой слов.

Образец:

чуткий – нечуткий, внимательный – невнимательный

Гостеприимный, приветливый, дружелюбный, друг.

Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь».

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов, вырабатывает привычку к точному словоупотреблению.

С е можно быстро обойти всё кругом, с и то, чего нельзя делать по отношению к слабым. (Обежать – обижать.)

С е можно делать с обувью, одеждой, а с и можно восстанавливать дружбу. (Примерять – примирять.)

С о всегда будешь чистым и опрятным, а с анежным и добрым. (Полоскать – поласкать.)

С е нужно старость уважать, а с и можно просто отдохнуть. (Поседел – посидел.)

Игра «Как назвать одним словом?».

Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание); всё положительное, хорошее; отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям (доброта); оскорбление, униженное достоинство (унижение); совокупность моральных качеств и принципов человека, которые достойны уважения (честь) и т.д.

Кто первым назовёт слово, тот получает жетон. После окончания игры подсчитывают жетоны. У кого дольше, тот и победитель.

Игра «Магнит».

На магнитной доске помещён рисунок магнита, на красной половине которого нарисована лесная поляна, над цветами летают бабочки; на синей – небо с чёрными тучами, та же полянка, но идёт дождь.

Левая часть магнита «притягивает» добрые слова, правая - слова с противоположным значением.

Дети прикрепляют к магнитной доске карточки со словами.

добрый – злой

деликатный – грубый

дружба – вражда

жестокий – добрый, гуманный

отзывчивый – равнодушный

нежно – грубо.

Таким образом, моя система работы создаёт возможность обогащения речи детей лексикой человеческих отношений, а следовательно, обусловливает усвоение понятий, активизирует словарь младших школьников.

Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у учащихся критического мышления, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Исходные идеи

Развитие авторской позиции ребёнка в образовательном процессе.

Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения

Целостная включенность ребёнка в образовательный процесс, связанная и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой.

При этом речь идёт не просто о подключении эмпирических наблюдений, запаса жизненный впечатлений учащихся в качестве вспомогательного материала, который используется преподавателем как иллюстративное дополнение. Опыт учащегося служит важнейшим источником учебного познания. Педагог (равно как и весь комплекс используемых им дидактических средств) выполняет не роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию, а роль помощника в работе ученика. В идеале педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает как один из источников информации.

На этапе ознакомления с новым учебным материалом стимулирование интеллектуального развития обеспечиваю за счёт применения поискового, частично-поискового, проблемного методов.

Чётко сформированные мной вопросы чередуются с ответами учащихся таким образом, что в конце рассуждения поиска ученики самостоятельно приходят к необходимому выводу.

Тема: Однородные члены предложения (4 кл.)

Изучение нового материала

На доске написаны предложения:

Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.

Они щебечут, суетятся, устраиваются.

Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.

- Прочитайте первое предложение.

(Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.)

- Разберите его по членам предложения.

(Ласточки, скворцы, соловьи возвращаются с юга.)

- Какую особенность вы заметили в этом предложении?

( В этом предложении три подлежащих ласточки, скворцы, соловьи и одно сказуемое возвращаются.)

- Несколько подлежащих (их может быть два, три и более при одном сказуемом) – это однородные члены предложения. Прочитайте второе предложение.

( Они щебечут, суетятся, устраиваются.)

- Разберите второе предложение по членам.

( Они щебечут, суетятся, устраиваются.)

- Какая есть особенность в этом предложении?

( В этом предложении три сказуемых щебечут, суетятся, устраиваются и одно подлежащее они.)

- Несколько сказуемых (их также может быть два, три и более) при одном подлежащем – это однородные члены предложения. Прочитайте третье предложение.

( Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.)

- Разберите третье предложение по членам.

( Появились гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах.)

- Что можете ответить в третьем предложении?

( В третьем предложении три второстепенных члена на деревьях, под крышами в кустах.)

- На один и тот же или на разные вопросы отвечают эти второстепенные члены предложения?

( Эти второстепенные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос где?)

- Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или разным словам?

( Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову появились.)

- Как можно назвать второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тоже вопрос и относятся к одному и тому же слову?

( Второстепенные члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову, называются однородными.)

- Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

( Межу однородными членами предложения ставятся запятые.)

- Сделайте вывод по плану:

Какие члены предложения называются однородными?

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами?

( Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Между однородными членами ставятся запятые.)

Тема: Отличие именительного падежа от винительного (4 кл).

Изучение нового материала.

На доске написаны предложения:

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

- Прочитайте первое предложение. Подчеркните в нём главные члены.

( Вокзал находится на окраине города.)

- Определите падеж существительного, которое является в предложении подлежащим.

( Существительное вокзал в первом предложении является подлежащим. Оно стоит в именительном падеже.)

- Существительное в именительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

( Существительное в именительном падеже употребляется без предлога.)

- Прочитайте второе и третье предложения. Подчеркните в них главные члены.

( На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда. Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.)

- Определите, каким членом предложения является существительное вокзал в данных предложениях.

( Существительное вокзал во втором и третьем предложениях является второстепенным членом.)

- Определите падеж существительного вокзал во втором и третьем предложениях.

( Существительное вокзал во втором и третьем предложениях стоит в винительном падеже.)

- Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом или без предлога?

( Существительное вокзал в винительном падеже употребляется с предлогом и без предлога.)

- Сделайте вывод о том, как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже. Используйте для этого план:

- Каким членом предложения является существительное в именительном падеже?

- Употребляется ли с предлогом существительное в именительном падеже?

- Каким членом предложения является существительное в винительном падеже?

- Как употребляется существительное в винительном падеже с предлогом или без предлога?

Тема: Корень (3 кл.)

Изучение нового материала.

- Вспомните, что такое родственные слова?

- Подберите родственные сова к слову берёза.

- Найдите общую часть данных родственных слов.

- Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает. Корень выделяется значком

Выделите корень в словах нашей цепочки.

- Скажите, есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?

- Сделайте вывод в порядке нашего рассуждения.

В случае затруднения детям предлагаю план ответа:

1. Что такое родственные слова?

2. Как называется родственная часть родственных слов?

3. Как по-другому называются родственные слова?

4. Каким значком выделяется корень в слове?

5. Как пишется корень в однокоренных словах?

Урок русского языка

3 класс

Тема: Правило проверки слов с непроизносимыми согласными.

Цель: Подвести учащихся к самостоятельной формулировке правила проверки слов с непроизносимыми согласными. Способствовать развитию у детей умения сосредотачиваться, распределять внимание, речевых способностей.

Оборудование: карточки (15 штук) с цепочками слов.

Ход урока.

Организационный момент.

Игра «Назови орфограмму»

Степная, золотой, колос, голос, подружка, танцевать, старушка, звёздный.

- Дети высказывают свои мнения по поводу слова звёздный.

- В слове звёздный, ребята, есть орфограмма, с которой мы ещё не знакомились. Для начала попрошу вас медленно его произнести и прислушаться к произношению.

(Выслушиваются мнения детей)

Сообщение цели урока

- Сегодня вы сами сформулируете ещё одно правило, которое учит писать согласные буквы в корне.

4. Изучение нового материала.

Тема: Непроизносимая согласная в корне слова. (3 кл.)

Изучение нового материала.

На доске написаны столбиком слова:

здравствуй

звёздный

солнце

радостный

- Прочитайте вслух написанные на доске слова. Что их объединяет между собой?

- Если в середине слова имеется не менее трёх согласных, это называется стечением согласных. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны.

- Произнесите вслух первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в нм не произносится, но пишется?

- Произнесите второе слово. Какая согласная в нём не произносится?

- Найдите несоответствие в третьем слове.

- Что можете сказать о четвёртом слове?

- Перечислите согласные, которые в порядке слов пишутся, но при стечении согласных не произносятся.

- Как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

- Как проверить непроизносимые согласные в, д, л, т.

- Подберите проверочные слова к написанным на доске:

здравствуй – здравие

звёздный – звёзды

солнце – солнышко

радостный радость

Обобщите всё, о чём мы говорили в порядке нашего рассуждения.

При необходимости можно предложить детям план:

Что такое стечение согласных?

Какая существует особенность написания и произношения слов со стечением согласных?

Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?

Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

5. Физкультминутка.

Мы сейчас все встанем дружно,

Отдохнуть немножко нужно

Чтобы пальцам отдых дать,

Надо ими помахать.

Чтобы не устали ноги

Мы попрыгаем немного.

6.Закрепление изученного.

1.Комментированное письмо. Дети получают карточки с цепочками слов.

Задание: Прочитайте. Напишите цепочки слов, исключив из них лишнее и вставив пропущенные буквы. Ответ обоснуйте.

праз…ник, грус…ный, поз…но, сер…це;

звёз…ный, мес…ность, окрес…ность, извес…ный;

чудес…но, опас…но, капус…ный, прекрас…но;

ярос…ный, счас…ливый, трос…ник, лес…ница;

свис…нул, поса…кА, вес…ник, кос…ный.

В слове праздник произносимый звук (д) проверить нельзя. Запишем его в словарь и запомним его написание.

2.Самостоятельная работа.

Упражнение № 296. Выписать слова с непроизносимыми согласными. Припишите к ним проверочные слова.

Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимыми согласными?

- Приведите свои примеры.

9. Домашнее задание.

Выучить правило, упражнение № 297

Тема: Слог (2 кл.)

Изучение новой темы

На доске запись: её, река, на, мак, сос, лук, ник, то, играют, парта, ле.

- Внимательно посмотрите, что написано на доске. Разделите написанное на две группы. Прочитайте, что вы отнесли к первой группе?

- Как можно назвать то, что вы отнесли к первой группе?

- Почему вы считаете, что это слова?

- Что вы отнесли ко второй группе?

- Как называется то, что вы отнесли ко второй группе?

- Чем отличается слог от слова?

- Для чего нужны слоги?

- Составьте из данных слогов возможные слова.

- Из чего состоят слоги?

- Разделите слово чтение на слоги.

- Из каких букв состоит первый слог?

- Из каких букв состоит второй слог?

- Назовите состав третьего слога.

- Что общее имеется в трёх слогах?

- В каждом соотношении находится количество слогов в слове и количество гласных в нём?

- А сколько согласных может быть в слоге?

- Согласных в слоге может быть одна, две и более, а может не быть совсем. Теперь давайте попробуем обобщить всё, о чём мы сегодня говорили.

При необходимости учитель может дать план.

· Чем отличаются слова от слогов?

· Из чего состоят слоги?

· Из каких букв могут состоять слоги?

· Как определить количество слогов в слове с помощью гласных?

Тема: Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек. (2 кл.)

Изучение нового материала

На доске написан текст.

Летом наша семья путешествовала по России. Мы побывали в её крупных городах: Москве, Ростове, Курске. Погостили у бабушки в деревне Костино. В ней всего две улицы: Садовая и Заречная. Есть глубокая и чистая река Воронка. Путешествие – интересны и полезный отдых!

- Прочитайте, что написано на доске?

- Найдите признаки текста.

- Прочтите в тексте название страны.

- С какой буквы написано название страны?

- Найдите в тексте название городов.

- Как написаны названия городов?

- Прочтите название деревни.

- Как написано название деревни?

- Что ещё написано в тексте с большой буквы?

- Сформулируйте правило по ходу нашего рассуждения.

- Большая буква в названиях стран, городов, деревень, улиц, рек – это орфограмма.

Во время закрепления материала широко практикую самостоятельную работу учащихся. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно. Добиваюсь, чтобы в практическую работу дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно и творчества.

Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научит детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала, в том числе орфографии. В этих целях практикую задания типа «Объясни», «Докажи», ставлю вопрос «Почему?», требую обоснования того или иного написания.

Наряду с явными преимуществами проблемная технология имеет существенные недостатки.

1. Необходимо больше времени на изучение учебного материала в сравнении с традиционным обучением.

2. Возможна слабая отработка практических умений и навыков учащихся. В связи с этим и учитывая, что 40% учащихся моего класса имеют низкий уровень обучаемости при изучении нового материала. Проблемно-поисковые методы чередую с объяснительно иллюстративными, чтобы сэкономить время на уроке для отработки практических умений всех учеников.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью практикую разнообразные виды заданий. Например, списывание с подчёркиванием изучаемых орфограмм. Дописывание слогов. На доске прикрепляю рисунки, под рисунками написана часть слова; дети, добавив другую часть, записывают слова в тетрадь. Например, конь…, дети пишут: коньки.

Работа с деформированным текстом.

Дети составляют предложения из слов, данных не в обычном порядке. Например: первым, в, человек, космосе, советский, побывал. Распространение предложений с помощью вопросов. Даётся предложение и ряд вопросов к нему. Например: идёт дождь (вопросы: когда? какой?). С помощью этих вопросов учащиеся распространяют предложение.

Большое внимание уделяю творческим самостоятельным работам.

Работы творческого характера повышают интерес детей к учению, развивают их наблюдательность, учат их самостоятельно решать поставленные задачи. Важно и то, что в творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка.

Интересен такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как диктант с элементами творчества. Сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложения словами с соответствующими орфограммами.

Приведу пример такой работы.

Текст диктанта Слова для справок

Туристы побывали в аллея, пристань,

древних городах… . Москва, Казань,

Солнце всходит на …, Ярославль, опушка,

а заходит на … . восток, запад.

3. Мы расположились

на отдых на … леса.

4. По обеим сторонам

росли пахучие ели.

На … собралось

много народу.

При закреплении материала о глаголе детям предлагаю такого рода задания.

Дописать глаголы по смыслу и объяснить правописание безударных гласных в следующих предложениях:

Медведь в берлоге лапу … . Журавли караваном … . Ручьи по оврагам …Выписать из словаря глаголы, обозначающие движение.

Продолжить рассказ. Глаголы употребить в прошедшем времени. Безударные гласные подчеркнуть.

За ягодами.

Маша жила в деревне. Летом она ходила в лес за ягодами и грибами. Однажды …

Написать предложения в порядке усиления движения. Вставить пропущенные буквы.

Путник ш…гает. Лошадь б…жит. Черепаха п…лзёт. Ракета н…сеется.

Полезным видом самостоятельной работы является составление учащимися орфографических таблиц, аналогичных приведённым в учебнике. Сначала таблица составляется коллективно под моим руководством, затем учащимся предлагаю составить таблицу самостоятельно. Так, закрепляя правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонений, учащиеся составляют сводную таблицу, выделяя в ней окончания родительного, дательного и предложного падежей.

По данным таблицы учащиеся путём сопоставления падежных окончаний имён существительных делают вывод о том, в каких падежах они имеют одинаковые окончания.

Составление подобных таблиц помогает учащимся наглядно представить себе формы склонения имён существительных, обобщить и закрепит материал о правописании падежных окончаний.

В 3-х, 4-х классах начальной школы результативно применение проблемного метода. Он предполагает создание учителем проблемной ситуации, исследование её учащимися и формулирование ими вывода.

Создание проблемной ситуации предусматривает несколько уровней: высокий, средний, низкий. Уровни проблемности отличаются степенью обобщённости задачи, предложенной учащимся для решения, и степенью помощи со стороны учителя.

Проблемная задача (ситуация) на высоком уровне не содержит подсказок или (в зависимости от сложности изучаемого учебного материала) может иметь одну подсказку, на среднем – 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу. Например, при изучении темы «Мягкий знак в конце имён существительных после шипящих» возможны три уровня.

Высокий уровень. Внимательно прочитайте написанные слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.

Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.

 

 

Средний уровень. Внимательно прочитайте написанные столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.

дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Низкий уровень. Внимательно прочитайте написанные в первом и втором столбиках слова:

дочь врач

тишь шалаш

рожь нож

Ответьте на следующие вопросы:

· К какой части речи относятся все написанные слова?

· Определите род имён существительных первого и второго столбиков.

· Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных обоих столбиков?

· В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?

Для работы над решением проблемной ситуации определяю группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Не сообщая новой темы, раздаю каждой группе отдельную карточку с написанной в ней проблемной задачей. Учащиеся работают с карточками, решают задачу, формулируют вывод. Проверку результатов их деятельности осуществляю с группы, решавшей задачу на низком уровне, далее – на среднем и высоком. После этого формулирую правило в соответствии с вариантом учебника.

Ясно, что использование исследовательских методов требует от учителя

Тесты предполагают в основном выбор одного правильного (иногда неправильного) ответа, но могут включать и задания повышенной сложности (по желанию) на установление соответствия языковых явлений, обнаружение закономерности, альтернативный выбор, дополнение по аналогии и т.д.

Тесты

Тема: «Предложение» (4 кл.)

Первый уровень

Отметьте объединения слов, которые не являются словосочетаниями.

__ Гуляет в лесу.

__ Гуляет оленёнок.

__ Солнце светит.

__ Шелестят листья.

Отметьте повествовательные предложения.

__ Бабушка девочку очень любила, шапочку красную ей подарила.

__ Какого цвета хвоя лиственницы осенью?

__ Как прекрасен этот мир!

Отметьте предложения, в которых главные члены выделены

неверно

__ Скоро птицы улетят в дальние края.

__ Местность осветило яркое солнце.

__ Очень маленький домик строит иволга.

__ Глупый телёнок запрыгал и лизнул ежа.

__ Поезд ведёт машинист.

Отметьте верные ответы.

Члены предложения – это…

__ Прилагательное

__ Сказуемое

__ Подлежащее

__ Определение

__ Существительное

__ Обстоятельство

Прочитайте предложение.

В сентябре созревают семена и плоды деревьев.

* отметьте правильно выделенную грамматическую основу предложения.

__ В сентябре созревают.

__ Семена созревают.

__ Плоды созревают.

__ Плоды деревьев

__ Семена и плоды созревают.

Второй уровень

Отметьте объединения слов, которые являются словосочетаниями.

__ Летят птицы.

__ Солнечным днём.

__ Гулял в парке.

__ На улице.

__ Весна – прекрасное время года.

Отметьте словосочетания с неверно выделенным главным словом.

__ Легко бежать.

__ Любишь подарки.

__ Цепляются за ноги.

Отметьте повествовательные предложения.

__ Настало доброе летнее утро.

__ Какая погода будет завтра?

__ Как хорошо в парке!

__ Золотые и пурпурные листья кружатся, летят и падают на землю.

__ Будь всегда весёлым и жизнерадостным!

Пояснение. Пурпурные – ярко-красные.

Отметьте нераспространённые предложения.

__ Светит яркое солнышко.

__ Заяц дрожит, но бежит.

__ Скрипят жуки и кузнечики.

__ Жили-были дед да баба.

Отметьте неверные ответы.

По цели высказывания ответы бывают…

__ вопросительные

__ побудительные

__ восклицательные

__ повествовательные

__ распространённые

Отметьте ошибочные ответы.

Члены предложения – это…

__ подлежащее

__ сказуемое

__ прилагательное

__ определение

__ существительное

__ дополнение

__ обстоятельство

Третий уровень

Отметьте неверное утверждение.

__ В предложении может не быть второстепенных членов предложения.

__ Сказуемое – главный член предложения.

__ Наличие главных членов – признак повествовательного предложения.

(по выбору). Отметьте предложения с однородными членами.

__ Листья падали медленно и бесшумно.

__ Крепкую дружбу топором не разрубишь.

__ Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

__ Кто услышал голос петушка, прибежал и спас его.

__ Осень украсила деревья, они стали разноцветными.

__ Солнце светит, но не греет.

Отметьте ошибки в разборе предложения.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

__ Предложение повествовательное.

__ Предложение не распространённое.

__ Предложение невосклицательное.

__ Главные члены: стужи выйдут.

Отметьте предложение, в котором неправильно подчёркнуты главные члены.

__ Гулял я раз по лесу и наткнулся на старый огромный пень.

__ Смелое сердце не унывает в печали.

__ День приходит на смену ночи.

__ Солнце медленно садилось за горизонт.

__ Лес наполнялся голосами, запахами, шумами.

Отметьте предложения с однородными членами.

__ Утята плавали и ныряли вокруг мамы-утки.

__ На поляне не было ни деревьев, ни кустарников.

__ Светило солнце, и звонко пели птицы.

Отметьте предложение с ошибкой в постановке запятой.

__ Однажды лебедь, рак да щука везти с поклажей воз взялись. (И. Крылов)

__ Белка песенки поёт, и орешки всё грызёт.

__ Гуси, утки и лебеди улетели в тёплые края.

Отметьте предложение, которое соответствует следующей схеме:

О, но О

__ Уже появились пионы и тюльпаны.

__ Зимой солнце светит, но слабо греет.

__ Из сада были слышны весёлые голоса и смех.

Отметьте предложение, в котором главные члены подчёркнуты неверно.

__ По тёмному небу ползли чёрные тучи.

__ Землю освещало яркое солнышко.

__ Свои звонкие песни пели птицы.

__ Внизу ласково плескалось море.

(по выбору). Отметьте предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

__ На поляну сходятся подруги.

__ Лес стоит под шапкой тёмною.

__ Взглянул я на неё и остолбенел.

Отметьте грамматическую основу предложения.

Недалеко от города находилось тихое лесное озеро.

__ Недалеко от города.

__ Тихое озеро.

__ Находилось недалеко.

__ Лесное озеро.

__ Озеро находилось.

Отметьте ложные утверждения.

__ Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу.

__ В предложении может не быть второстепенных членов.

__ В предложении может не быть главных членов предложения.

__ Между однородными членами всегда ставится запятая.

 

На протяжении работы с учащимися я проводила тестирования, вела наблюдение за процессом становления и развития речи детей в следующей форме.

Уровень владения устной речью учащихся

Ф.И.О. ученика

Громкость

Артикуляция

Желание говорить

Словарный запас

Дефекты речи

Логич

ность

Грамматика

2002

/2003 г

2003

/2004 г.

2004/

2005г

2002

/2003 г

2003

/2004 г.

2004

/2005г

2002

/2003 г

2003

/2004 г.

2004

/2005г

2002

/2003 г

2003

/2004 г.

2004

/2005г

2002

/2003 г

2003

/2004 г.

2004

/2005г

2002

/2003г.

2003

/2004г

2004

/2005

2002

/2003г.

2003

/2004г

2004

/2005

Акиньшина Алина - + + - - + + + + - + + - - - - + + - - +
Бортников Саша + + + + + + + + + + + ++ + + + + + + - + +
Задеряко Вероника + + + + + + + + + + ++ ++ - - - + + ++ + + +
Зуева Света + + + + + + - + + + + ++ - - - + + ++ + + +
Иванисов Сергей     +     +     ++     ++     -     ++     +
Калитинская Тоня - - + + + + - + + - + + - - - - + + - + +
Конецкая Настя + + + + + + + + ++ + ++ ++ - - - + + ++ + + +
Курганов Андрей _ + + + + + + ++ ++ + + + - - - + + + - + +
Муленко Алена _ + + _ + + _ _ + _ _ + - - - - + + - - +
Осадчих Алина + + + - + + _ + + - + + + + - - + + - - +
Новиков Андрей _ _ + _ + + - _ + _ _ + - - - - + + - - +
Румянцева Настя - + + + + + - + + - + + - - - - + + - + +
Фазлиева Зулейха     +     +     -     -     -     _     -
Фазлиев Рамил - + + + + + + + + + + + - - - - + + + +  
Фазлиев Фазли - + + - + + - + + - - + - - - - - + - - +
Акиньшина Алина 2 3 4    
Бортников Саша 3 4 4    
Задеряко Вероника 4 5 5    
Зуева Света 4 5 5    
Иванисов Сергей     5    
Калитинская Тоня 3 4 4    
Конецкая Настя 4 5 5    
Курганов Андрей 3 4 4    
Муленко Алена 2 2 3    
Осадчих Алина 2 2 3    
Новиков Андрей 2 2 3    
Румянцева Настя 3 3 4    
Фазлиева Зулейха 1 2 2    
Фазлиев Рамил 2 3 3    
Фазлиев Фазли 1 2 2    

Таким образом, мы видим положительную динамику в развитии речи у всех детей, значительно возрос словарный запас слов, дефект речи остался лишь у одного ребенка (наследственность), речь большинства детей к 4-му классу стала более логичной, грамматически верной. Желание говорить на данный момент присутствует у всех детей.

Результативность моей работы выражается и в положительной динамики развития операций мышления учащихся.

Сформированность операций мышления учащихся

Сравнение

Обобщение

Анализ

Синтез

Классифика

ция

2002-2003

2003-

2004

2004-2005

2002-2003

2003-

2004

2004-2005

2002-2003

2003-

2004

2004-2005

2002-2003

2003-

2004

2004-2005

Акиньшина Алина

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

Бортников Саша

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

Задеряко Вероника

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Зуева Света

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

Иванисов Сергей    

+

   

+

   

+

   

+

Калитинская Тоня

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

Конецкая Настя

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Курганов Андрей

+

+

+

-

+

+

-

+

+

-

+

+

Муленко Алена

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

-

+

Осадчих Алина

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

Новиков Андрей

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

Румянцева Настя

-

+

+

-

-

+

-

+

+

-

+

+

Фазлиева Зулейха

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

+

Фазлиев Рамил

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

-

+

Фазлиев Фазли

-

+

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

Операции мышления – сравнение, обобщение, анализ и синтез, классификация сформированы у всех детей, но конечно, в разной степени.

Диагностика объема зрительной памяти на протяжении 3-х лет показывает увеличение объема этого вида памяти до 6-ти единиц.

Акин.А Борт.С. Зад.В. Зуев.С. Ив.С. Кал.Т. Кон.О Кург.А. Мул.А. Ос.А. Нов.А. Рум.Н. Фаз.З Рамил Фазли
2002/2003 уч.г.

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

2003/2004 уч.г.

3

4

3

4

4

4

4

2

2

2

5

3

2

2004/2005 уч.г.

4

5

5

5

6

4

5

5

3

3

3

6

3

4

3

Диагностика объема образной памяти на протяжении 3-х лет показывает увеличение объема этого вида памяти до 8-ми единиц.

Акин.А Борт.С. Зад.В. Зуев.С. Ив.С. Кал.Т. Кон.О Кург.А. Мул.А. Ос.А. Нов.А. Рум.Н. Фаз.З Рамил Фазли
2002/2003 уч.г.

2

4

3

3

3

3

3

3

3

2

3

2

2

2003/2004 уч.г.

4

5

5

6

5

5

5

3

4

2

4

3

2

2004/2005 уч.г.

6

8

7

6

8

7

8

7

5

5

3

5

4

4

4

Диагностика объема слуховой памяти на протяжении 3-х лет показывает увеличение объема этого вида памяти до 4-х единиц.

Акин.А Борт.С. Зад.В. Зуев.С. Ив.С. Кал.Т. Кон.О Кург.А. Мул.А. Ос.А. Нов.А. Рум.Н. Фаз.З Рамил Фазли
2002/2003 уч.г.

1

2

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

2003/2004 уч.г.

2

3

3

3

3

3

4

2

2

2

3

3

2

2004/2005 уч.г.

3

4

4

4

4

4

4

4

3

3

3

4

3

3

3

Положительная динамика в развитии познавательных процессов позволила в конечном итоге обеспечить стабильное повышение качества знаний учащихся по русскому языку.

"5" "4" "3" "2"
2002/2003

14%

39%

47%

0%

2003/2004

14%

48%

38%

0%

2004/2005

20%

40%

40%

0%


 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

Домашняя ] Вверх ]

Сайт создан в системе uCoz