Муниципальное общеобразовательное учреждение "Венгеровская средняя общеобразовательная школа"            

 Добро пожаловать! 

Дата обновления 28 февраля 2010 года (Обновлены страницы - Переход на ФГОС Итоговая аттестация)

                                                                                                       ГОСТЕВАЯ КНИГА

 Домашняя
Вверх

Полезные ссылки

ФГОС - Начальная

Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

ФИПИ

ЕГЭ 2010 и ГИА, ЕГЭ 2009: новости, статьи, результаты егэ, демо скачать, тесты егэ онлайн

 

 

 

 

 

 
Олимпиада 2004
Белгородская область
Ракитянский район
с. Венгерова

«… Я возвращаюсь к вам,
Домашние иконы ».

(60-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается).

Исследовательская работа

Выполнил ученик
средней школы
Терещенко Сергей
Руководитель учитель истории
Дениско Л.Л.
 

Оглавление.
1. Введение…………………………………… стр. 1

2. Основная часть. История возникновения и стр. 2
«исчезновения» церкви в с. Венгеровка……

2.1. История возникновения села Венгеровка

2.2. Архитектурная ценность – церковь.

2.3. Период исчезновения Успенской церкви.

3. Заключение………………………………… стр. 6

4. Литература………………………………… стр. 7

5. Приложение………………………………… стр. 8



1
Введение.


Я возвращаюсь к вам,
Поля моих отцов,
Дубравы мирные,
священный сердцу край!
Я возвращаюсь к вам,
Домашние иконы.
Е. Баратынский.


Задача работы:

1. Восстановить историю Успенской церкви.
2. Собранный материал передать в школьный краеведческий музей.
Методы исследования:

Анализ: этот метод исследования состоит в том, что изучаемые документы, материалы,
литература мысленно расчленялись на элементы: каждый из этих элементов исследовали много, как часть единого целого.
Диахронический метод: Я изучил факты в их историческом развитии.

Средства исследования:
беседы со старожилами, записи рассказов, фотографирование, рисование и интервьюрование.

Объектом моего изучения
стало изучение духовной жизни села.

Актуальность моей работы:
Я изучал жизнь села за определённое время с конца XIX века и до сегодняшних дней.

Новизна моей работы в том, что до меня никто не узнавал историю возникновения и «исчезновения Успенской деревянной церкви.

2
Основная часть.


Наш сегодняшний интерес к истории родного края объясняется тем, что люди хотят познать себя: какие мы? Ведь без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего без истории Отечества, города, села, улицы, на которой живёшь. Если у человека нет корней, ему трудно стать созидателем и активным участником многогранной человеческой деятельности.
Обращение к истории наших предков необходимо для того, чтобы лучше понять сегодняшний день, глубже осознать меру ответственности за будущее всей страны, родного края и не повторять ошибок прошлого. Мы должны сохранять преемственность поколений. Далеко не всё остаётся в нашей памяти. Всё, что, возможно, всё, что не забыто, должно быть известно всем. Как завещание тех поколений, на долю которых выпали тяжелые испытания в годы борьбы с угнетателями Гражданской и Великой Отечественной войн, мирного восстановительного периода, когда из руин и пепла поднимали разрешенные города и села, школы и очаги культуры.
«Нет роднее села, где родился,
Нет красивей земли, где возрос».
Эти строки принадлежат нашему земляку - поэту Тверитинову М.Д.
Вот я и хочу рассказать о своем селе Венгеровка, о «потерянном» памятнике культуры – Успенской деревянной церкви, построенной в 1881 году.
Село Венгеровка достаточно древнее. И, хотя, точной даты возникновения села установить пока не удалось, упоминание о нем можно встретить еще в жалобе меловского однодворца выборного Григория Васильевича Данилова. 27 февраля 1767 года он направил в столицу челобитную, описав «общественные нужды и недостатки», где и сообщил, что еще более сорока лет назад черкесы слободы Венгеровка захватили пойму реки Пены. Следовательно, уже не позднее 1727 года село существовало.
«Бывший в городе Карпове воеводою Андрей Федотов сын Венгеров1, незнаемо по каким крепостям, в селе Глинске на реке Ивня колодце лугов отъехал на 300 копен и отдал князю Трубецкому. Которыми лугами и ныне владеют, а нас до владения не допущают».
И далее в наказах однодворцев сказано:
«На тех наших поместных землях – его сиятельство князя Юрия Юрьевича Трубецкого усиленно слобода Венгеровка подданных черкас…
Из этого сообщения видно, что слобода была поселена до указанного князя Трубецкого его подданными черкасами. В различных источниках можно встретить упоминание слободы как вотчины то князя Трубецкого, то Юсуповых. В эпоху освобождения крестьян слобода принадлежала роду
Мансуровых, ведущих начало от татарина Бориса Мансурова, выехавшего из Орды к Ивану Калите в первой четверти XIV века.

- Саенко С.В. Погостные наказы однодворцев Карповского уезда Белгородской губернии. г. Белгород., Крестьянское дело. 1996г., стр. 19-24.
4
К 1890 году в слободе проживало 1534 человека (762-мужчин и 772-женщин). До революции село имело церковь, церковно-приходскую школу и водяные мельницы. Об этой церкви я и хочу рассказать в моей работе.
Единственное строение, имеющее архитектурную ценность в слободе Венгеровка, была церковь. Она располагалась в центре села на небольшой возвышенности. Всякий путник, въезжающий в село, первоначально любовался архитектурою красиво исполненного здания, высотой 12-15 метров на высоком кирпичном фундаменте. Здание построено из тёсаного дуба, снаружи было отделанное доской, окрашенной в сине-зелёный цвет. Площадь примерно 10-18 кв. метров. Окна высокие, с красивыми резными наличниками. Крыша была покрыта железным листом темно-зелёного цвета. Над крышей возвышались два купола над алтарём и колокольней, покрытых медным листом. В ясные солнечные дни, позолоченные кресты куполов блистали своей красотой, ослепляя людей, словно лучами солнца. С трепетом входивших в церковь прихожан поражал иконостас в резных окладах с позолотом и серебром. Все иконы рукописные были выполнены художниками-мастерами. Церковь окружала ограда из кирпича, высота которой составляла 2 метра, с крышей – водостоком из листового железа. Внутри двора находился сад из фруктовых деревьев и кустарников. Весной церковь утопала в зелени цветущего благоухающего сада, казалось, в слободе наступал покой и умиротворение. Единственное дерево, сохранившееся до наших дней, - старый скрюченный королёк - райское дерево.
По выходным и по праздникам в церкви всегда было много людей. Прихожан влекла служба, которую вел Тятлов Егор Кузьмич, обладавший прекрасным певческим голосом, помогал петь службу певчий хор, считавшимся лучим в округе. И с горем, и с радостью прихожане шли в церковь.
Почти все жители, родившиеся до 1930 года, были крещены в Успенской церкви. Для крещения летом совершались крестный ход к «Святой Кринице», которая находится по сегодняшний день у берега ручья Ракита. Вода в «Святой Кринице» уникальна по своему составу и чистоте. Недавно жители села обустроили «Святую Криницу»: сделали новый сруб и пешеходный мостик через реку.
Летели годы. В Венгеровке, как и везде, была установлена Советская власть, которая принесла с собой новую идеологию – атеизм, основной лозунг которой «Религия-опиум для народа». И начались гонения на храмы, церкви по всей стране, не миновала эта участь и нашу Успенскую церковь. В 1931 году церковь была разрушена. Очень тяжело пережили прихожане этот вандализм. Никто не соглашался разбирать церковь, тогда власти назначили премию – 40 пудов пшеницы. И дрогнули слабые духом Новиков Никифор,
Осадчий Семён, Бабанин, Андрющенко. Эти крестьяне и решились разобрать церковь. Плач и стон стояли в слободе, люди проклинали разрушителей.
Прихожане спасали иконы, забирая себе в дома, прятали, хотя это было очень опасно. Колокол был разбит на части и сдан как металлолом. Страна
5
нуждалась в металле, т. к. шла индустриализация. Из дубовых брёвен был построен клуб и склад. В годы войны брёвна частично использовались для укрепления окопов.
Старожилы рассказывают о том, что батюшка Тятлов Егор Кузьмич бежал в Москву к влиятельным родственникам, где, скрыв своё происхождение, устроился учителем в школу.
Послушные прихожане Успенской церкви стали ходить в храм в селе Новенькое Ивнянского района.

6
Заключение.

Закончив свою работу, я пришёл к следующему выводу: как речки большие и малые, обязательно впадают в море, точно так же и душа каждого человека неизбежно должна прийти к Богу.
Я взял интервью у главы местного самоуправления Беликова Виктора Сергеевича.
На мой вопрос о том, будет ли, построена церковь в селе Венгеровка, Сергей Викторович ответил:
—Пока это мечта, которая сбудется не скоро. Для того, чтобы построить церковь нужно 12 миллионов рублей. Даже если с семьи собрать по 1000 рублей, получится около 20 тысяч рублей. Приход будет небольшой, так как в селе старых людей меньше чем молодёжи.
—В селе много пустующих зданий. Можно ли переоборудовать какое-либо из них под церковь?
—Возможно, я затрону этот вопрос на собрании в декабре.
Мы не храним старину не потому, что её много, не потому, что среди нас мало ценителей красоты прошлого, любящих родную историю и родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждём немедленной отдачи. А ведь памятники старины воспитывают заботливое отношение к окружающей природе. Каждый может сделать что-то доброе и оставить память о себе. Ведь хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.
И я верю в то, что наши руководители, предприниматели найдут дорогу к Храму, и он будет построен в селе.

7
Литература.


1.Альманах «Памятники Отечества». Москва 1995г

2 Саенко С.В. Погостные наказы однодворцев Карповского
уезда Белгородской губернии. Белгород. Крестьянское
дело. 1996г.

3. Очерки краеведения Белгородчины. Белгород. БелГУ
2000г.

4. Храмы Белгородчины. Справочник. Издательство
«Шаповалов» Белгород. 2000г.

5. Ракитянская Летопись. Издательство «Шаповалов» 2002г.

6. Архивный материал школы. Воспоминания старожилов.

7. Интервью главы администрации Беликова С.В.

8. Практическая помощь художника Беликова А.Н.

 



Районный творческий
конкурс «Страницы истории
Руси X века. Князь Владимир».


                       ЭССЕ
Историческое значение крещения

                       Руси

Выполнила:
Малышкова Лилия
ученица 10 кл
Венгеровской средней школы
Ракитянского района.
Руководитель
Дениско Л.Л.




Оглавление
Введение
1. Основная часть. Историческое значение крещения Руси.
Заключение.
Использованная литература


Введение

Крещение Руси – не только
религиозная реформа, но и
факт социально –
политической истории
отечества, тысячами нитей
связан с днём сегодняшним
так же, как сегодняшний день,
связан с нашим завтра.

И.А. Ильин.

Существует высказывание, что православие – непременное качество «всего русского в его историческом развитии». Уже давно «русский» и «православие» слито воедино. В 988 году произошло крещение Руси. Это Христос коснулся своим духом земли русской в большой надежде на наш многострадальный и чистый сердцем народ.
Я часто размышляю на эту тему, задаю себе вопросы: как проникло христианство на Русь? Почему христианство продолжает жить не смотря на все гонения?. Ведь долгие годы наши святыни уничтожались, православные храмы в лучшем случае превращались в музеи, а православные и духовные ценности извращались. Ответы на мои вопросы, мне кажется, лежат у истоков этого исторического события: «Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте» - так описывают крещение Руси летописи. Его можно сравнить с крещением каждого человека. Обмывание водой прежде всего его духовное и нравственное очищение. Пронаблюдать это можно на примере самого князя Владимира. Ведь он из сурового и жестокого человека превратился в мягкого и доброго человека. По его приказу бедным людям раздавали бесплатную одежду и пищу. До принятия христианства Владимир имел несколько жён, но обвенчавшись с принцессой Анной стал примерным семьянином. Начал строительство на Руси церквей, приглашал из Византии образованное духовенство, открывал церковные школы. Навсегда были запрещены жертвоприношения, многожёнство, кровная вражда. Я задаю себе вопрос: неужели именно христианство до неузнаваемости изменить человеческую сущность Владимира. Крещение Руси помогло русской земле вступить на путь к достижению духовных ценностей. Я с уверением могу сказать, что русский народ только с принятием христианства получил прочные основы для дальнейшей выработке гражданской и государственной жизни – основы без которых, собственно, для народа нет истории.

Основная часть

До принятия христианства религия состояла в обожании природы, признаниях мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней природы, поклонение солнцу, небу, воде, ветру, птицам, камням и в различных баснях, верованиях, празднествах и обрядах, создаваемые и учреждаемые на основание этого обожания природы. Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов, но у них не было ни храмов, ни жрецов; а потому их религия не могла иметь признаков повсеместности и неизменяемости.
988 год – год крещения киевлян Владимиром I Святославовичем – считается датой крещения Руси. В таком понимании точная дата, как всякая подобная дата конечно же условно: она лишь открывает длительный и всеобъёмный процесс христианизации.
Принятие христианства, на мой взгляд имело большое значение для Руси. Ведь оно укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно обхватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково как политическую, так внутреннюю жизнь России. В минуты, когда княжеская власть на Руси была ещё слаба и князья, когда их становилось много, сами стремились к разделению государства – церковь была едина и власть митрополита простиралась одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось прежде всего в церкви и это собирало церковному влиянию внутреннее единство и силу. Национальное и духовное начало в России срослось воедино, образовали национальное сердце, в сокровенных, глубинах которого черпает свои духовные силы русский народ. Без сохранения этого национального христианского сердца России не может нации.
С введением христианства укрепляются международные связи киевской Руси, она равноправным партнёром входит число государств христианской Европы, черпает из общего источника культуры. На Русь приходит общеславянская кириллическая письменность, а вместе с ней многовековая русская летопись. Из христианства берут свои истоки русская литература, профессиональная архитектура, живопись, музыка. Христианство, как бы подготавливает почву для выращивания как русской так и белорусской и украинской культуры. Недаром тысячелетие крещения Руси торжественно отмечается не только в нашей стране: по решению ЮНЕСКО тысячелетия крещения Руси отмечено в 1988 году, как юбилейная дата мировой культуры.
Чем же привлекало простого человека религия? Ведь она проповедовала заповеди близкие любому. «Всем начальствующим – милосердного и справедливого исполнения своих обязанностей, всем подчинённым – смирения и понимания. Детям – послушания и любви к родителям, родителям же терпения и любвиобилия. Юным – почитание старости, седовласым – понимание молодости». А самое главное, всем во всём – любви, которая «сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит». И именно вера в эти заповеди, помогало во многом простому русскому люду перенести тяготы своей жизни, сплотить народ воедино для решения проблем многострадальной России. Таким примером может служить крепостное право. Мне кажется, что только вера помогла народу пережить долгие годы рабской жизни и в конце концов их надежда и вера были вознаграждены.
Издревле каждый человек мог найти приют и понимание в храме. Церковь опекала и питала тех , кто не мог сам себя кормить: нищих, убогих, больных. Она давала приют и покровительство всем изгоям, потерявшим защиту в обществе. Церковь получала в свои владения сёла, населённые рабами и они становились под защиту церкви. Здесь, перед Богом, все были равны, не было ни раба ни господина.
Издревле вера, державность и народ были связаны между собой. Какова же роль Русской Православной церкви и государственной власти в процессах развития отечественной культуры и российского общества?
Первое, что я могу отметить в этой связи: почти все реформы в истории России проходили сверху, то есть осуществлялись с государственной властью.
Второе: во все времена – и самые тяжкие, и победные – вместе с русским народом была его исконная вера, Православие. Русская Православная церковь вносила весомый вклад во все культурные исторические преобразования в России. Государственная и религиозно – церковная реформа Святого князя Владимира стали великим прологом расцвета древнерусской культуры и укрепления русской государственности при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе.
Укрепилась русская держава, христианство принесло славянским и неславянским народом Древней Руси духовную свободу, нравственность, крепкую христианскую семью и трудолюбие. Именно Русское Православие сохраняло национальную самобытность и духовную культуру народа в самые тяжёлые годы братоубийственных войн и иноземных нашествий. Русская Православная церковь способствовала изначально объединению князей вокруг Москвы, а уже позже во время правления Ивана Грозного, именно она объединила народ и спасла Россию от историко – культурной гибели, и народ от порабощения.
Много времени прошло с тех пор, как была крещена Русь. Сменяли друг друга поколения, обычаи, нравы. Менялись правители и правительства. Возникло, разрослось и кануло в прошлое крепостное право, вырос, а затем был свергнут капитализм. Русь перенесла дикие орды и нашествия танковых армий самовластие тиранов, как своих, так и чужеземных. История моей Родины неотъемлимо связана с христианством. Ничто, так как вера, не смогло бы сплотить людей, заставить их идти на врага, защищая свою Родину. Именно вера вдохновила людей на создание всего прекрасного: строительство сказочных храмов и великих литературных произведений.

Заключение

Россия стремительно вступила в третье тысячелетие. Труден, а порою и невыносимо труден был каждый шаг истории. Мы должны помнить, что для Руси нет другого пути, кроме обретения Православного миропознания и устроения. История государства Российского свидетельствует нам о том, что выбор веры, совершённый в X веке Святым князем Владимиром, определил и устройство, и развитие государства, распространившегося в последствии от Чёрного моря до Тихого океана. Я поняла, что именно христианство зародило во Владимире милосердие, сострадание и гуманное отношение к людям, воспитать в нём всё то, что долгие годы не смогло воспитать в нём общество. Новая вера была принята в 988 году, она стала нашей верой. Как только Православную направленность развития заменяли чем – либо другим – наступали тяжёлые времена испытаний. Помнить об этом необходимо всегда. На мой взгляд, христиане – реальная и большая сила нашего современного мира, которая идёт по пути социального прогресса. Оно выступает против воин, против расовых и национальных предрассудков. И на Руси, наконец, наступило время, когда любой человек, независимо от расы и сословия, не опасаясь каких – либо гонений войти в храм, отойти от мирской суеты, услышать свою душу. Человек входит в Храм и с благоговением смотрит на божественные лики, лики Святых. Он забывает обо всём и именно в эти минуты познаёт себя. И обращение людей к Богу и заповедям христовым явилась неизменным условием построения сильной России, и тем самым христианство пронизывает всю историческую жизнь русского народа и становится духовной формой существования. Так национальным идеалом общества стала Святая Русь, и превращение её в оплот Добра в вечной борьбе со злом!

Литература
1. Россия и мир. Брандт М.Ю. Горинов М.М.
2. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников
Потапчук И.
3. Как была крещена Русь. Белов О.А.
4. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней. Пятецкий Л.М.
5. Христианство и культура. Научно – богословский сборник. Римский В.П.



 

Домашняя ] Вверх ]

Сайт создан в системе uCoz