Муниципальное общеобразовательное учреждение "Венгеровская средняя общеобразовательная школа"            

 Добро пожаловать! 

Дата обновления 28 февраля 2010 года (Обновлены страницы - Переход на ФГОС Итоговая аттестация)

                                                                                                       ГОСТЕВАЯ КНИГА

 Домашняя
Вверх

Полезные ссылки

ФГОС - Начальная

Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

ФИПИ

ЕГЭ 2010 и ГИА, ЕГЭ 2009: новости, статьи, результаты егэ, демо скачать, тесты егэ онлайн

 

 

 

 

 

Процессы, протекающие в последние десятилетия в стране и в системе образования (усиление личностного начала в обучении), объективно выдвинули на первый план проблему повышения творческой активности школьников в учебно-познавательном процессе, при котором понятия "личность", "самостоятельность", "развитие", "творчество" становятся опорными. В обучении стал актуальным не только результат, но и процесс его достижения. Теория и практика обучения доказали, что для формирования личности человека важно не только то, сколько знаний усвоил ученик и чему он научился, но и какими способами шло усвоение и выработка навыков, что в этом процессе школьник сделал под руководством учителя, а что научился выполнять самостоятельно. Класс, с которым работает учитель, не воспринимается как нечто однородное и нерасчленённое. От случайного учёта личностных особенностей школа пришла к необходимости создания системы выявления уровней обученности школьников и отслеживания результатов обучения. Вот почему нужно максимально учитывать интересы и возможности учащихся, ведь путь обучения каждого из них ведёт в конечном счёте к развитию личностных качеств как природных, так и сформированных в процессе обучения и развития. Наша школа работает в этом направлении по теме "Развитие индивидуальности на основе личностно ориентированного обучения" уже 3 года. В связи с этим, проанализировав результаты своей педагогической деятельности и результаты начальной диагностики учащихся на уровень обучаемости и обученности, уровень литературного развития, сформированность учебно-личностных навыков, я столкнулась с такими проблемами в обучении: сниженный интерес к художественной литературе (особенно к поэзии), сниженный уровень в развитии речи, недостаточная активность творческого воображения, самостоятельности учащихся. В результате чего я пришла к выводу, что систематический анализ поэтического текста на уроках литературы актуализирует в ученике процесс саморазвития как постижение многообразия духовных проявлений личности ребёнка. А это в наше время востребовано обществом, временем, социальными условиями.

Тема опыта "Анализ поэтического текста как средство

саморазвития личности школьника"

Цель: создание условий для саморазвития личности учащихся через их

привлечение к анализу системы художественных средств, знание

структурных особенностей текста, через усвоение принципов

анализа поэтического текста, сравнение текстов разных

авторов, через создание собственных текстов.

Эта цель реализуется в процессе следующих задач:

1. Формировать навыки содержательной, правильной, выразительной,

воздействующей речи.

2. Содействовать развитию эстетических потребностей учащихся, ведущих к

постижению духовной культуры человечества.

3. Помочь в развитии творческих возможностей детей, проявляющихся в

разрешении различных учебно-познавательных ситуаций и требующих

самостоятельного применения усвоенных знаний, умений и навыков.

В основу опыта легли идеи Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, Е.В.Бондаревской, З.Я.Рез, Т.И.Шамовой.

Саморазвитие личности – это движение к максимально полному и многогранному осознанию себя, к пониманию своей отдельности. Саморазвитие личности школьника есть процесс и результат самосуществования её творческой сущности в учебно-познавательной деятельности. И процесс саморазвития будет успешным только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей и желания достичь ими личностно-значимого результата обучения. При этом ключевыми понятиями являются "деятельность" и "средства". Под деятельностью подразумевается деятельность учебно-познавательная, в качестве средства выступает поэтическое произведение. "Только нужно не упустить самое важное при постижении лирики: постепенно формировать способность к сопереживанию, сотворчеству, эстетическому наслаждению. Стихи не только и не столько дают учащимся знания о тех или иных литературных явлениях, сколько обогащают их представление о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих разным людям разных эпох", - писала более тридцати лет назад З.Я.Рез.[13]

Вот почему так трудно "измерить" сделанное на уроке, посвящённом поэзии. Ведь может случиться и так, что эти художественные знания окажутся для ученика "избыточной" информацией, он лишь получит сведения об их существовании. И знания эти отложатся в памяти, не затрагивая "внутренних" струн личности. "Измерить" степень усвоения художественных знаний учениками трудно: поддаётся учёту лишь приблизительный круг затрагиваемых сведений. Косвенно можно иногда судить о явлении, какое они оказывают на внутренний мир школьника, хотя нередко результат воздействия сказывается лишь через многие годы. Однако именно эти знания играют решающую роль в становлении личности. Они идут к ученику от произведения, от художника. Освоение их происходит индивидуально и зависит от многих причин: жизненного опыта ученика, его ценностных ориентаций, психологических особенностей и т.д. Учитель не может передать эти знания, а является посредником между художником и читателем-учеником, организуя процесс чтения-переживания, познания.

Это и есть самое трудное, но вместе с тем самое главное при изучении лирики. "В пробуждении способности к сотворчеству и заключается искусство анализа лирики в школьных условиях. Поэтому он (анализ) имеет ценность тогда, когда строится не как сообщение добытых автором итогов, а как процесс со-открытия" (З.Я.Рез).[13]

Таким образом, ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, чтобы оказать максимальную помощь школьникам в пробуждении способностей к познанию, сопереживанию, сотворчеству, сооткрытию.

Сказанным определяется и реализация ряда новых принципов педагогической деятельности, помимо общепринятых дидактических:

1) принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учащихся

на основе взаимного уважения;

2) учёт в процессе обучения не только умственных способностей

школьников, но и их эмоций и ценностных ориентаций;

3) постоянное стимулирование таких естественных свойств человека,

как творческая активность и познавательная самостоятельность;

4) использование в качестве основы организации всех учебных занятий

по литературе творчества как соавторства писателя, учителя и

ученика;

5) индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя

учёт индивидуальных особенностей отдельных учеников; групп и

класса в целом.

Урок литературы обладает уникальными возможностями, используя которые учитель актуализирует в юном читателе процесс саморазвития, естественным следствием которого будут изменения в направлении его личностной зрелости. Но это происходит успешно, при определённых условиях, которые должен соблюдать сам учитель.

Условия развития личности

Дать пищу воображению и уму школьников.

Помочь детям найти в изучаемом произведении мотивы, отвечающие их потребностям и интересам.

Создать на уроке атмосферу искренности и доверия.

Сделать само чтение актом творчества.

Суть перечисленных аспектов состоит в следующем.

1) Важнейший из них – активность творческого воображения, образного мышления.

Роль воображения в разнообразных видах человеческой деятельности, в том числе в учебной деятельности, общепризнанна. Без деятельности воображения немыслим урок литературы. Активное творческое воображение, создавая яркие представления на основе образов художественного текста, пробуждает чувства читателя, актуализирует его "личностные смыслы", порождает новые образы и идеи, тем самым, обогащая духовный опыт учащегося.

2) Второй важный аспект литературного образования, выводящего ученика на путь самопознавания, - актуализация мотивационных ресурсов учения.

В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно значимого для индивида. "Искусство прямо связано с изначальным, жизненным для человека смыслом, - пишет М.К.Мамардашвили. - …Если книгу ты прочитываешь, то только в той мере, в какой она есть зеркало, поставленное перед путём жизни, который по отражениям в нём выправляется, и зависит, следовательно, от того, что в твоей собственной душе, т.е. в этом смысле книга есть духовный инструмент, а не предмет, не вещь".[8]

Следовательно, психологическое значение художественного произведения выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определённым образом структурировать внутренний мир субъекта чтения. Литература помогает самому обнаружить себя в действительном испытании жизни, уникальном, которое испытал только ты, и кроме тебя и за тебя никто извлечь истину из этого испытания не сможет.

3) Третий аспект урока литературы как парадигмы самопознания состоит в гуманизации процесса обучения на основе понятий гуманистической психологии. Саморазвитие, самопознание – процесс, происходящий на сугубо индивидуальном уровне и требующий особой эмоционально-психологической атмосферы, создания особого психологического климата доверия между учителем и учащимися, помощи ученикам в личностном развитии.

4) Наконец, соблюдение логики усвоения опыта творческой деятельности – четвёртая важная составляющая современного урока литературы. Постижение глубины художественного замысла писателя есть осознание "духовных проявлений человека", а потому оно – акт творения, созидания нового знания. Поскольку научить творчеству так, как обучают стандартным действиям и операциям, невозможно, логика усвоения опыта творческой деятельности помогает подготовить учеников к чтению художественного произведения как "труду и творчеству".

В основу опыта легла одна из ведущих технологий личностно ориентированного обучения – это учебный диалог.

Как особая дидактико-коммуникативная среда, учебный диалог обеспечивает субъекто-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Содержание изучаемого материала усваивается не только обращением к памяти, но и к глубинным структурам сознания учащихся.

Диалогичность предполагает совместный поиск истины. Диалог – это не только форма, но и способ отношений. Он позволяет быть услышанным; в нём главное не воспроизведение информации, а размышление, обсуждение проблемы. В диалоге осуществляются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, взаимодополнение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Общение организуется на уроке как своеобразная встреча "моего, твоего, Вашего", как обмен личным опытом учителя и ученика. Но это возможно лишь при серьёзном, уважительном отношении к учащемуся. Диалог изменяет и формы общения: вместо преобладающего монолога – полилог, причём при активном участии всех школьников.

Диалог как способ отношений разнообразен в своих проявлениях: ученик – учитель, ученик – ученик, ученик – образовательное пространство, ученик – художественное произведение, ученик – внутреннее "я", ученик – культурные и социально значимые ценности.

В процессе учебного диалога учащиеся высказывают суждения с различных точек зрения. Надо уважать и учитывать все позиции. А потому учитель не принуждает, а убеждает учеников принять то содержание, которое соответствует научному знанию. Ученик осознаёт, почему в основе полученных знаний лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только личностным, но и социально значимым ценностям.

В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей.

Методы обучения

Проблемный

Эвристическая беседа

Аналитическая беседа

Работа с книгой

Самостоятельная работа

Метод встречных усилий

Метод сопоставления произведений

8. Метод тестирования

9. Метод творческого эксперимента.

Формы обучения

1. Общеклассная

2. Групповая

3. Парная

4. Индивидуальная

В школьной практике при изучении лирического произведения, как правило, используются два термина: "анализ" и "интерпретация". М.Л.Гаспаров в книге "О русской поэзии" (Спб., 2001) пишет: "Есть два термина, которые не нужно путать: "анализ" и "интерпретация" – "истолкование". Анализом мы занимаемся тогда, когда общий смысл стихотворения нам ясен (т.е. поддаётся пересказу: "Поэт ждёт жизненной бури…"), и мы на основе этого понимания целого хотим лучше понять отдельные его элементы. Интерпретацией мы занимаемся тогда, когда стихотворение "трудное", "тёмное", общее понимание текста на "уровне здравого смысла" не получается, т.е. приходится предполагать, что слова в нём имеют не только буквальное, словарное значение, но и какое-то ещё".

Вне зависимости от того, проводится ли анализ поэтического текста, либо его интерпретация, т.е. истолкование, в центре внимания учащихся должно стоять движение поэтической мысли.

При подготовке к урокам литературы, в частности к анализу поэтического текста, я опираюсь на условия, которые влияют на саморазвитие личности. Что же может дать пищу воображению и уму ребёнка?

Воображение, как понимает его классическая психология, рождается в творческой деятельности, является её необходимым элементом. Развёртыванию такой деятельности на уроке способствует постановка и поиск решения проблем, в том числе и духовных, нравственных. Проблемный метод обучения активизирует работу и мысли, и воображения.

Так, например, при анализе стихотворения Н.А.Некрасова "Надрывается сердце от муки…"(10 класс) перед учащимися ставлю задачу: постичь идейно-художественный замысел поэта, проникнуть в мир его образов. Говоря словами М.М.Бахтина, нужно понять произведение так, как понимал его сам автор, постараться увидеть картину мира "глазами автора". Работая над эпиграфом урока ("В лирике Некрасова всегда существует взаимосвязь между физическим пространством мира, которое обозначено с помощью различных деталей – подробностей и в котором бытует человек, и между духовным пространством последнего, выявляющимся в его оценке окружающего мира". (И.Савостин), приглашаю детей к диалогу:

- Назовите ключевые слова? (Физическое пространство, духовное

пространство, оценка окружающего мира).

- Как вы понимаете эти слова? (Физическое пространство – это окружающий

лирического героя мир; духовное пространство – это внутренний мир самого

героя).

Под моим руководством учащиеся формулируют ключевую проблему урока. Она состоит в следующем: какова взаимосвязь между духовным пространством лирического героя и физическим пространством окружающего мира в стихотворении Некрасова "Надрывается сердце от муки…"? И вся дальнейшая работа на уроке (аналитическая беседа, работа с таблицей над выразительными средствами языка, самостоятельная работа в группах по выявлению звукописи, ритмического рисунка стихотворения, сопоставление стихотворений Н.Некрасова и Т.Шевченко, сходных по идейно-образному содержанию) направлена на решение ключевой проблемы.

Важное место при этом занимает работа над изобразительно – выразительными средствами языка. Учащиеся, поделив стихотворение композиционно на четыре части, заполняют таблицу таким образом:

Физическое пространство Духовное пространство Выразительные средства языка

1 часть

Звуки барабанов, цепей, топора.

Боль, муки, бессилие, неверие. Надрывается сердце, сила добра, царящие звуки.

2 часть

Весна, трава, бык, жеребёнок, птицы, тройка, лягушки, осы, кобылки.

Любовь, восхищение, успокоение. Весна золотая, обаяние счастья, напев соловьиный, крик лягушек, гармония жизни.

3 часть

Шум иной, природа.

Желание забыть всё, обрести покой в мире природы. Мать – природа, музыка злобы, душа ощутила, прозревшее око, насладиться красотой.

Заполнение таблицы сопровождается аналитической беседой, индивидуальными сообщениями учащихся по выявлению лексического значения слов и, конечно же, выводами, которые формулируют сами дети.

1 часть

- Какие ассоциации вызывают у вас слова: звуки барабанов, цепей, топора?

- Какое устаревшее слово вносит скорбную интонацию в 1 части стихотворения? (Внемля)

Слово учащегося о лексическом значении внемля (слушая).

Вывод: лирический герой страдает от всего происходящего в стране.

2 часть

1 ряд – выписывает эпитеты.

2 ряд – метафоры, сравнения.

3 ряд – синтаксические средства выразительности (инверсия, умолчание,

малосоюзие, перифраз).

(Подбор слов в этой части соответствует народному восприятию)

- Какое слово обобщает всё сказанное выше? (Гармония)

Слово учащегося о лексическом значении этого слова.

Вывод: Мир природы вносит гармонию в душу героя.

3 часть

- Чем является эта часть по отношению к 2-м предыдущим?

(Обобщающей).

Вывод: В этой части выражена главная идея стихотворения, главное чувство поэта: преодолеть злобу в душе, обрести покой, ощутить гармонию с миром, благодаря красоте природы, общению с ней.

Данный приём помогает понять детям художественную роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте, воссоздать в сознании яркий образ, почувствовать его эмоциональный тон. Тем самым стимулируется активность творческого воображения.

Созданию эмоционального контекста, конкретизации и детализации образных представлений помогает обращение к живописи.

С этой целью использую иллюстрации картин И.Репина "Бурлаки" и И.Куинджи "Берёзовая роща". Задаю вопросы:

- Какие строчки стихотворения можно соотнести с картиной Репина

"Бурлаки"? А какие – с картиной Куинджи "Берёзовая роща"?

После работы с таблицей дети легко отвечают на поставленные вопросы.

- С помощью чего передают художники реальные картины жизни?

помощью красок). А поэты? (С помощью образов).

Подобная работа проводится и с рисунками детей. Каждый рисунок сопровождается мини-презентацией юного художника.

Все эти приёмы направлены на разрешение главной проблемы, поставленной в начале урока.

Подводя итог урока, применяю метод встречных усилий. Каждый старается высказать свою точку зрения, и таким образом, суммируя высказанное, дети формулируют вывод: чувства, зарождающиеся в душе лирического героя, зависят, конечно, от мира физического пространства. Если это мир, где страдает народ от социальной несправедливости, тогда и душа героя страдает, болит, даже ненавидит. А если это естественный мир природы, то душа героя ликует от радости, наслаждения при виде божественной красоты природы.

В основу урока может быть заложена не только одна проблема, которой подчинены все последующие виды познавательной деятельности, но и каждый этап может строиться на отдельной проблемной ситуации.

Приведу пример урока в 9 классе на тему "Природа и Родина в лирике С.А.Есенина". Готовясь к уроку, учащиеся прочитали стихотворения С.Есенина: "Гой ты, Русь моя родная…", "Низкий дом с голубыми ставнями…", "Я покинул родимый дом…", "Несказанное, синее, нежное…", Запели тёсаные дроги…", "Россия" (А.Блока).

На этапе корректировки и углубления результатов самостоятельного осмысления и постижения лирики поэта перед ними была поставлена задача: раскрыть и понять истоки творчества С.Есенина. Это необходимо было выполнить, воспользовавшись сравнительным анализом стихотворений А.Блока "Россия" и С.Есенина "Запели тёсаные дроги…". А проблемная ситуацияопределение черт внутреннего сходства, духовного родства поэтов и их индивидуальности в раскрытии темы Родины это условие интенсивной работы воображения.

На этапе усвоения нового материала дети столкнулись со следующей проблемной ситуацией: проследить, как же создаётся образ Родины и природы Есениным, выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.

Обсуждение, выразительное чтение и анализ стихотворений (по группам).

Каждая группа получает карточку с указанным стихотворением С.Есенина. (Члены других групп по ходу анализа стихотворений делают записи в своих тетрадях).

Вопросы и задания для анализа

(записаны на доске)

Какие образы вы увидели в прочитанном стихотворении?

Найти изобразительно-выразительные средства, определить их роль в создании этих образов.

Каковы мотив, поэтическая идея стихотворения?

Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

Вывод: какая тема неразделима с темой Родины в лирике Есенина? (Тема

природы).

И мы ещё раз убеждаемся, что проблемный метод обучения плюс приёмы учебного диалогаодно из главных условий активности воображения, образного мышления учащихся, усиливающего процессы смыслопонимания и смыслопорождения при чтении и изучении поэтического произведения.

Актуализация мотивационных ресурсов учения придаёт познавательной деятельности личностный смысл, помогает найти в художественном тексте пищу для размышлений и переживаний, пробуждает потребность выразить себя в личном истолковании произведения, в собственной его интерпретации. А отсюда интерес и желание "вчитываться" в текст, "вчувствоваться", эмоционально пережить его и осмыслить.

С этой целью провожу в начале урока литературы, посвященного анализу лирических произведений, поэтические пятиминутки, которые активизируют чувственное восприятие школьников, помогают отключиться от обыденной жизни и окунуться в мир поэзии. Тем самым создаётся нужный психологический настрой школьников.

Учитывая индивидуальные способности учащихся, чтение происходит по-разному: кто читает наизусть, кто по книге, кто в музыкальном сопровождении. Главное условие при этом – не убить желание в детях читать стихи, поэтому их интересы при выборе тематики произведения, вида чтения учитываются в первую очередь.

Одним из важных приёмов обучения является воспоминание.

Воспоминание – это чрезвычайно нужная стадия восстановления в памяти учащихся знаний уже имеющихся. Главная задача учителя – это перевести воспоминание на уровень урока, что означает на самом деле эмоциональное переживание, становление поэзии близкой, доступной, понятной.

Вернёмся к уроку в 9 классе на тему "Природа и Родина в лирике С.Есенина".

Мотивационное начало урока. (Этап актуализации опорных знаний через воспоминание)

Задача: восстановить в памяти учащихся изученное ранее о личности С.Есенина и о его жизни.

Фронтальная беседа.

- Что вы узнали о Есенине из прочитанных произведений?

- Какой образ центральный в лирике Есенина? В каких стихотворениях?

Тема урока "Два поэтических мира одной лирической миниатюры".

(Г.Гейне "На севере диком…" – переводы М.Ю.Лермонтова и

Ф.И.Тютчева) – 9 класс.

Актуализация опорных знаний через воспоминание.

- Ребята, в этом учебном году мы познакомились с вами с несколькими произведениями русских поэтов, являющихся переводами, построчными и свободными, художественных текстов, созданных на других языках, в том числе и на праязыке современного русского языка – старославянском. Вспомните, пожалуйста, эти произведения:

Переводы "Слова о полку Игореве" Н.Заболоцкого, И.Козлова и других поэтов.

Переложения сюжетов Эзопа и Лафонтена в поэтических баснях И.А.Крылова.

Переводы немецких и английских романтиков в творчестве В.А.Жуковского.

Поэтические переложения библейских текстов в лирике А.С.Пушкина.

- Ребята, а встречались ли нам с вами произведения – переводы одного и того же текста, но выполненные разными авторами, русскими поэтами?

- Да, встречались. ( Переводы Горация "Я воздвиг монумент…" у Г.Р.Державина и А.С.Пушкина.)

Мотивация учебной деятельности.

После выразительного чтения стихотворений М.Ю.Лермонтова и Ф.И.Тютчева заранее подготовленными учащимися задаю вопросы:

- Ребята, вам понравились стихотворения?

- Да.

- Каковы ваши первые впечатления от прочитанных стихотворений? - Может быть, кому-то из вас один из текстов понравился больше? Если это так, постарайтесь объяснить почему? Если вы с этим справитесь, мы сможем реализовать хотя бы частично первую цель, поставленную перед вами на этом уроке.

Дети описывают эмоции, мысли, образы, возникшие в связи с прочтением обоих текстов, мотивируя тем самым свой читательский выбор.

Создаётся дискуссионная ситуация, в основе которой – столкновение ученических предпочтений.

В ходе анализа учащиеся делают в тетрадях необходимые записи, в

результате которых создается тезисный план сопоставительного анализа стихотворений Лермонтова и Тютчева.

- Итак, давайте подумаем о том, на основании чего мы проводили сопоставительный анализ? Что и с чем мы сравнивали? Какие черты выделяли? (Мы находили общие черты и различия в мыслях, чувствах, вложенных поэтами в свои свободные переводы, образах, тематике, изобразительно-выразительных средствах.)

Для того чтобы определиться в том, кто из ребят прав, предлагаю детально разобраться в прочитанных текстах через сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова и Тютчева. С этой целью использую метод эвристической беседы.

Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при технологии учебного диалога. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы; после решения каждого вопроса следует заключение учителя или учащихся, подытоживающее результаты работы.

Вопросы для сопоставительного анализа:

1. К какому виду лирики вы отнесёте эти стихотворения –

пейзажной или философской? Обоснуйте свои выводы.

2. Какую роль выполняет в этих стихотворениях пейзаж? Каков

смысл антитезы, используемой поэтами?

3. Чем близки и чем отличаются метафоры в этих стихотворениях?

Попытайтесь объяснить их смысл.

4. Каков характер употреблённой в обоих случаях лексики? Все ли

слова знакомы вам, употреблены в привычном для вас значении?

Как вы думаете, почему?

5. Каков основной мотив этих стихотворений? Ю.М.Лотман

выделяет в стихотворении М.Ю.Лермонтова темы и реальности.

Как они раскрываются? Как связаны между собой? Можно ли

это положение отнести к стихотворению Тютчева?

6. Сопоставьте судьбы пальмы и сосны в стихотворении

Лермонтова и пальмы и кедра в стихотворении Тютчева. В чём

их сущность и различие?

7. Проанализируйте особенности синтаксиса, морфемики,

звукописи в этих стихотворениях.

Подводя итог урока, обращаю внимание на общие черты и отличия

двух поэтических переложений стихотворения Гейне. Предлагаю детям сделать общий вывод, опираясь на собственные впечатления от прочитанного и на тезисный план, составленный в ходе урока.

Рассмотренные этапы уроков показывают, как через метод сопоставления мотивация и предполагающее её реализацию воспоминание оказывают влияние на саморазвитие личности.

Важным критерием в личностном росте учащихся является саморегуляция своей познавательной деятельности на основе рефлексии. С психологической точки зрения рефлексия понимается как:

1) регуляция собственных внутренних процессов и действий

(отношение человека к себе);

2) переживаемый процесс осознания практической деятельности и

её результатов, являющийся важнейшим условием

полноценного теоретического познания;

3) свойство личности, заключающееся в способности выделять,

анализировать и соотносить с предметной ситуацией свои

собственные способы деятельности.

К методам и приёмам, формирующим разные виды рефлексии, относят, прежде всего, рефлексивный вопрос и рефлексивную задачу.

Так на этапе ориентировки задаю рефлексивный вопрос:

- Посмотрите на тему урока и постарайтесь сформулировать цели. Каждый учащийся должен чётко осознавать цели, задачи и мотивы деятельности:

- Что я хочу узнать? Зачем мне нужны эти знания?

- Что я должен научиться делать?

- Что я должен изучить? С какой целью?

Поэтому каждый этап урока, вид деятельности должен сопровождаться либо рефлексивным вопросом, либо рефлексивной задачей, которые ставит учитель или сам ученик.

Рефлексивные задачи способствуют формированию у учащихся умений осмысливать и контролировать мыслительную деятельность, осуществлять поиск оснований собственных действий.

- Каково настроение стихотворения М.Ю.Лермонтова "Родина"? За счёт

чего оно достигается? Выпишите выразительные средства языка,

которые создают данное настроение?

- Что общего в стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Родина" и А.А.Блока

"Россия"? Чем они различаются?

- Какое стихотворение из прочитанных на уроке вам ближе и почему?

При подведении итогов урока рефлексивные вопросы помогают

учащимся осознать, достигнуты ли поставленные цели, задачи:

- Что нового узнали? Для чего нужны вам эти знания? Как связаны они с

имеющимися?

- Что научились делать? Для чего эти знания понадобятся?

Чтобы получить обратную связь от учащихся их впечатления от работы на уроке, предлагаю заполнить им такие карточки:

1. Удовлетворён ли ты своей работой?

Да.

Нет.

Не совсем.

2. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

Отлично.

Хорошо.

Плохо.

3. Какие формы работы на уроке тебе больше понравились?

Коллективная.

Парная.

Групповая.

Индивидуальная.

Очень важно, чтобы работа, проделанная на уроке, нашла своё отражение дома. Домашняя работа не должна вызывать негативную реакцию, она должна быть доступна каждому. Поэтому при выборе домашних заданий я стараюсь учесть личностные особенности ребёнка. А помогает мне в этом вариативность заданий. Например, для детей повышенного уровня обучаемости доступно будет задание исследовательского характера: отметить по нескольким стихотворениям Лермонтова элементы и особенности его поэтического или ритмического рисунка. А следующее задание, предполагающее работу в группах или парах (адресаты любовной лирики Пушкина), выполнимо каждым.

Вариативность домашних заданий позволяет развивать индивидуальные способности каждого школьника, опираться на его субъективный опыт.

В связи с введением ЕГЭ как одной из форм аттестации выпускников широко использую метод тестирования, который является одним из важных активизирующих ресурсов в мотивации учащихся.

В личностно ориентированном обучении содержание и процесс образования максимально осмыслены, индивидуально значимы. Ученики познают то, что лично им важно и значимо, имеет для них смысл. Знания появляются как ответы на собственные вопросы, поэтому это всегда знание индивидуальное, "личное знание" – наиболее глубокое, прочное и ценное для самого человека. И задача учителя состоит в том, чтобы оказать каждому ученику максимум помощи в их личностном росте.

Большую помощь оказывают при исследовании поэтического текста на уроке карточки – информаторы, которые активизируют познавательную деятельность учащихся.

Карточка – информатор

Антитезапротивопоставление понятий, положений, образов.

Эпитет яркое определение (весна золотая).

Метафораскрытое сравнение: перенесение свойств одного предмета на

другой (надрывается сердце, обаяние счастья).

Умолчание - (многоточие) – синтаксическое средство выразительности,

используется для усиления воздействия на читателя.

Подчёркивает контраст в смене чувств, событий, заставляет

задуматься над мыслями героя.

Малосоюзиенамеренное использование бессоюзных конструкций.

Инверсияобратный порядок слов (шепчут травы, напев соловьиный).

Слабоуспевающие ученики, имея перед глазами определение основных

понятий, необходимых для успешной работы на уроке, будут чувствовать себя

комфортнее, увереннее.

Карточки-информаторы готовлю не только сама, а привлекаю и учащихся,

заранее индивидуально проконсультировав их.

Положительный, эмоциональный фон уроку придаёт использование

детьми клишированных фраз по анализу стихотворения, которые помогут даже

отстающему ученику активно включиться в учебный диалог.

Одним из важных условий саморазвития личности является творческая

деятельность учащихся. Задача учителя при этом – сделать чтение

произведения актом творчества.

При анализе стихотворения Ф.И.Тютчева "Осенний вечер" в 10 классе

предлагаю учащимся провести творческий эксперимент. На доске записано

стихотворение "Осенний вечер", в котором пропущены эпитеты.

Задача: переписать стихотворение, вставив на место пропуска те

определения и эпитеты, которые, по мнению детей, должны там

стоять.

Есть в светлости осенних вечеров

________, ________, прелесть:

________, блеск и пестрота дерев

________ листьев ________, ________ шелест,

________ и ________ лазурь

Над ________ землёю,

И, как предчувствие ________ бурь,

________, ________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье – и на всём

Та ________ улыбка увяданья,

Что в существе ________ мы зовём

________ стыдливостью страданья.

В течение 5-10 минут работа выполняется индивидуально, после чего

продолжается коллективно: учащиеся предлагают свои варианты эпитетов для каждого случая, которые записываются на доске. В итоге получается примерно следующий набор определений: прекрасная, сверкающая, чарующая (прелесть); красивый, прозрачный, волшебный (блеск);, нежный, тихий (шелест); высокая, чистая, небесная (лазурь); опустевшая (земля); порывистый, пронзительный, суровый, холодный (ветр); скромная, нежная (улыбка); загадочная (стыдливость).

Дальше записываю тютчевские эпитеты, и сравниваем, что получилось. В большинстве случаев предложенные детьми определения описывают явления природы по внешним, чувственным признакам: тихий, чистый, небесный, пронзительный, холодный. Лишь некоторые могут выражать душевное состояние человека, созерцающего пейзаж: чарующая, суровый.

Наблюдая за авторскими эпитетами, приходим к выводу: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Данный творческий эксперимент помог учащимся уяснить особенности тютчевской пейзажной лирики. А следующий пример эксперимента был следствием уже проведённого исследования. (Урок в 6 классе по теме "Стихотворения С.Есенина о природе, Родине"). После чтения и анализа ряда стихотворений по выявлению изобразительно-выразительных средств языка в конце урока предлагаю детям включиться в творческий эксперимент. Ученики получают текст стихотворения Есенина "Звёзды" с пропущенными тропами.

Задание: самостоятельно – "вместо поэта" – подобрать наиболее соответствующие слова из предложений, найти синонимы.

Звёзды

Звёздочки ______, звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звёзды, таящие мысли глубокие,

Силой какою вы душу _______?

Частые звёздочки, звёздочки _______!

Что в вас прекрасного, что в вас могучего?

Чем увлекаете, звёзды небесные,

Силу великую знания _______?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце _______.

Звёзды небесные, звёзды _______!

Задание:

Подберите синоним к слову "светлые" (ясные).

Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

Подберите синоним к слову "частые" (тесные).

Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно сильный.

Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать.

Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далёкие.

Естественно, метод творческого эксперимента будит воображение детей, способствует их эмоциональному переживанию ситуации текста, развивает самостоятельную творческую активность (учащиеся составляют различного рода карточки, таблицы, схемы, составляют вопросы для "мозгового штурма", письменно выполняют интерпретацию стихотворений, создают новые тексты).

Одним из важных видов деятельности на уроке является выразительное чтение стихотворений. Оно является как бы итогом трудоёмкой работы по анализу стихотворения, где виден результат в личностном росте учащегося. Н.В.Гоголь писал: "Прочесть как следует произведение лирическое – вовсе не безделица: для этого его нужно долго изучать. Нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: Нужно и душой, и сердцем почувствовать всякое слово его."[3] Опираясь на свой жизненный опыт, личные впечатления, чтецу необходимо представить в воображении образы, на которых строится отношение ко всему изображенному. Уроки-концерты, уроки-конкурсы чтецов позволяют вместе с детьми проанализировать чтение, отметить малейшие успехи в достижении правильной выразительной декламации стихотворений. С целью усовершенствования навыков выразительного чтения и привития интереса к поэзии мною была разработана программа кружка выразительного чтения.

Результаты диагностических работ, которые проводились вместе с психологом в течение 3 лет (наблюдение, анкетирование, тестирование), обобщены в таблицах и диаграммах.

Анализ проделанной работы позволяет на основе динамики развития учебно- личностных достижений учащихся сделать выводы:

1. Мне удалось достичь основной цели – через ряд выработанных

методических приёмов добиться усвоения учащимися принципов

анализа поэтического текста, понимания особенностей и структурных

закономерностей текста, повышения интереса к поэзии.

2. В процессе исследования поэтического текста интенсивнее развивались

такие литературные навыки и умения, как творческое воображение,

способность различать звуковые и цветовые образы, выразительное

чтение стихотворений.

3. Возросли навыки сравнительного анализа, умения ставить перед собой

задачи и добиваться их, умения доказательно отстаивать свою точку

зрения.

Динамика участия в диалоге учащихся на уроках литературы

               "Низк.ур." "Средн. ур." "Высок. ур."

2002/2003уч.г. 45%   37%                  18%

2003/2004уч.г. 30%    52%                 18%

2004/2005уч.г. 6%      64%                 30%

4. Повысились коммуникативная, творческая активность, познавательная

самостоятельность и уровень самоконтроля учащихся.

Динамика самоконтроля учащихся на уроках литературы

                     "Низк.ур." "Средн. ур." "Высок. ур."

2002/2003уч.г. 45%               49%       6%

2003/2004уч.г. 30%               52%       18%

2004/2005уч.г. 18%               64%       18%

5. Выше стали умения сотрудничества и взаимопомощи, умения

самопознания и рефлексии.

Динамика взаимопомощи учащихся на уроках литературы

                          "Низк.ур." "Средн. ур." "Высок. ур."

2002/2003уч.г.           45%          49%          6%

2003/2004уч.г.            3 0%         52%        18%

2004/2005уч.г.            18%           36%        46%

Уровень рефлексивных умений учащихся (самооценка)

                    "Низкий" "Ниже ср." "Средн." "Выше ср." "Высок."

2002/2003уч.г. 12%            21%   22%           39%     6%

2003/2004уч.г. 12%            21%    11%          50%     6%

2004/2005уч.г. 6%              27%      5%           56%   6%

6. Качество знаний по литературе на протяжении трех лет находится в

пределах 55% - 60%.

Динамика успеваемости учащихся по литературе

                          «5» «4» «3» «2»

2002/2003уч.г.        4       6      8      0

2003/2004уч.г.        5       7     6     0

2004/2005уч.г.        3       9      6      0

Таким образом, данный опыт показывает, что систематическое и целенаправленное использование поэтического текста в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень учебно – личностных умений и навыков, оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие интереса учащихся к поэзии.

 

 

 

 

 

                                

Домашняя ] Вверх ]

Сайт создан в системе uCoz