Муниципальное общеобразовательное учреждение "Венгеровская средняя общеобразовательная школа"            

 Добро пожаловать! 

Дата обновления 28 февраля 2010 года (Обновлены страницы - Переход на ФГОС Итоговая аттестация)

                                                                                                       ГОСТЕВАЯ КНИГА

 Домашняя
Вверх

Полезные ссылки

ФГОС - Начальная

Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена

ФИПИ

ЕГЭ 2010 и ГИА, ЕГЭ 2009: новости, статьи, результаты егэ, демо скачать, тесты егэ онлайн

 

 

 

 

 

  

  

Опыт работы библиотекаря Венгеровской средней школы Беликовой Марии Петровны.

В современном мире постоянно происходит обновление знаний в различных сферах науки, культуры, техники, стремительно развиваются средства массовой информации - от привычных газет и радио до Интернета. Они разрушили мировые границы, объединив мир. Весь поток огромнейшей информации существенно влияет и на содержание образования.

Отличительная особенность школьной библиотеки - функционирование ее как социальной системы в рамках другой социальной системы. В связи с этим она выполняет 80% потребностей образовательного учреждения.

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейших навыков человека.

Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно - библиографической культурой (ИБК). Научит их этому школьный библиотекарь.

"Хорошо организованная школьная библиотека является решающей предпосылкой успешной деятельностью школы. Библиотека призвана быть сердцем и мозгом школы, местом, где ученик, учитель и библиотекарь встречаются ежедневно для совместной работы, где исподволь воспитывается потребность в знаниях, в поиске, в самообразовании"; - слова директора школы из Швеции.

Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Мой опыт работы школьного библиотекаря – 5 лет. На протяжении этих лет я работаю с учителями – предметниками, психологом, социологом и медицинским работником школы и все проблемы школы естественным образом касаются библиотеки.

Ежегодно я провожу диагностику по непосредственно библиотечной работе: по посещаемости, по обращаемости фонда, средней читаемости, среднего количества книговыдач, выявлению читательского состава и читаемой литературы.

И результаты диагностики показали, что средняя посещаемость одного ребенка в школьной библиотеке составляет 72, обращаемость фонда – 1,7, средняя читаемость на одного ребенка – 110 книг в год.

Наиболее читаемая литература – научно – популярная. Плохо читается художественная литература (60%).

Все это говорит о недостаточной информированности учащихся, то есть

В библиотечной работе стал актуальным вопрос повышения читательской культуры учащихся, привития читательского интереса.

"Школа - это, прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения"; - так писал В.А.Сухомлинский.

Школьная библиотека - это то место, вокруг которого вращается вся жизнь школы в ее учебное и не учебное время и именно школьному библиотекарю приходится направлять поток различной информации в нужное русло, а он так велик и стремителен!

Чтобы школьная библиотека служила прекрасной питательной средой для воспитания читательской культуры, литературного вкуса, для трансформации информационной культуры в своей работе я применяю самые разнообразные традиционные и инновационные формы и методы работы с родителями, учащимися, педагогами.

В школе каждый год проводится диагностика по определению ценностной ориентации учащихся. И результаты диагностики приводят к заключению, что проблемы общества (курение, алкоголь, наркомания) ярко высвечиваются и в нашей школе

Сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направления пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров. Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения.

Социальная жизнь неопределенна. То, что считается эталонным в одной социальной группе, неприемлемо для другой. Вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?» перестал быть риторическим не только для детей, но и для их родителей и учителей.

Все чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость, встречаемся с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Распространяется курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Школьная библиотека играет большую роль в вопросах становления жизненной позиции учащихся, их ценностей и оставаться в стороне от решения этих проблем нельзя, так как они чрезвычайно важны и актуальны и для школы и для самих детей.

Цели моей работы:

формирование навыков информационной культуры учащихся, привитие читательского интереса;

приобщение учащихся к нравственным и духовным ценностям.

Задачи:

1. Определить пути формирования информационной культуры личности в

условиях деятельности школьной библиотеки.

Разработать методику привлечения учащихся к поиску нужной информации.

Организовать работу учащихся школы со справочно - поисковым аппаратом библиотеки.

Научить учащихся рациональным приемам работы с книгой.

Привлекать новых читателей.

Пополнять библиотечный фонд.

Выявлять художественные и литературные способности учащихся.

Направления работы:

1. Повышение информационной культуры.

2. Духовно- нравственное воспитание.

3. Совместная работа с учителями – предметниками.

4. Повышение экологической культуры учащихся.

Используемая технология:

Проектная.

Методы работы:

- игровой;

- анкетирование;

- беседа, сообщения;

- творческие домашние задания;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

Формы работы:

- викторины

- конкурсы

- соревнования

- выставки

- занятие – путешествие

- интегрированные уроки

- доклады и сообщения

- исследовательская работа

- уроки информационной культуры

Школьная библиотека занимает ведущее место в образовательном пространстве школы, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствуя развитию информационной грамотности учащихся.

В своей работе считаю приоритетным формирование культурного, функционально грамотного и компетентного ученика, ответственного, способного к творчеству и сотрудничеству, общению и саморазвитию.

Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен прочитать ежедневно 20 – 25 страниц художественного текста. Причем утверждение это относится ко временам книжного дефицита. Сегодня литература есть в достатке, однако у читающей публики образовался дефицит денег. Этот дефицит оказался еще страшнее дефицита книг, хотя надо не забывать, что на ситуацию в целом серьезно повлияли изменения в духовной сфере общества, и в результате количество людей, не читающих книг, увеличилось с 23 0/0 в 2000 г. до

34 0/0 в 2004 г. Каждый десятый россиянин не читает газет.

Сокращается и число библиотек, скудеют их фонды. Это означает, что те из них, что остались, должны взвалить на себя триединую задачу:

- оказывать библиотечные услуги сегодняшним пользователям

библиотек;

- привлекать новых читателей;

- заботиться о пополнении фонда, без чего первые две задачи трудно

выполнимы.

Это возможно за счет применения новых технологий, направление

которых одно: не замыкаться в читательских интересах, а ставить во главу интерес ребенка как личности.

Для достижения этой цели работу школьной библиотеки, ее статус в школе надо переориентировать настолько, чтобы она стала центром изучения детских интересов. Каковы эти интересы в целом известно из психологии.

Для младшего школьника библиотека – это приобщение к «взрослой» жизни, возможность получения новых знаний, которая в рамках семьи уже исчерпала себя. У подростков ведущей деятельностью является общение со сверстниками, старшеклассников приводит в библиотеку не столько интерес к чтению, сколько необходимость в той или иной литературе и привычка, если она выработалась в предыдущие периоды.

Работая с малышами, используя, в общем, традиционные формы: викторины, конкурсы – я стараюсь, чтобы ребенок ощутил свою значимость. Готовим мы любое мероприятие вместе с детьми тщательно и долго. Эта работа кропотливая, и главное в ней – не число мероприятий, не количество книжных выставок и обзоров литературы. В ней важны последовательность совместной с детьми разработки проблемы, от простого к сложному, причем таким образом, чтобы это более сложное оказывалось и более интересным.

Самую высокую результативность имеет подготовительный период: именно тогда пополняются ряды читателей, когда заинтересовавшийся проблемой школьник приводит с собой единомышленников

Именно в это время происходит перелом интереса в познавательную сторону. Главный вывод здесь – никогда нельзя считать, что ты полностью удовлетворил читательский интерес, ибо это не самоцель. Целью должно быть дальнейшее развитие интереса.

Я отошла от традиционной формы вопрос – ответ, использую те приемы, которые вносят элемент развлекательности, требуют не только знаний, но и сообразительности. А победители обязательно получают грамоты, благодарственные письма, дипломы, которые помогают мне делать сами же ребята: при наличии компьютерной техники это не сложно, к тому же в каждом случае они отражают конкретное событие, они не обезличены.

Кстати, если, говоря о викторинах, то далеко не всегда библиотекарю надо «изобретать велосипед». Детские газеты, различные областные организации систематически проводят различные конкурсы и викторины.

Детям это интересно, но кому – то страшно отправить письмо в какую – нибудь редакцию. Я отслеживаю такие викторины и конкурсы, и если вижу, что это может вызвать интерес у группы детей, у отдельного ребенка, подталкиваю их к участию, помогаю не только найти ответы на вопросы, но и оформить и даже отправить работу.

В работе библиотеки использую нетрадиционные формы работы. Ведь дети младшего школьного возраста имеют свои особенности: неустойчивое внимание, разнообразие познавательных интересов. Чтобы поддерживать внимание детей, стараюсь организовать активную и интересную мыслительную деятельность. К проводимым мероприятиям готовимся заранее: библиотекарь, дети, иногда родители.

Дети готовят доклады и сообщения, используя дополнительную литературу, оформляют и готовят помещение, готовят пригласительные билеты и встречают гостей.

Например, занятие – путешествие.

Занятие проводилось в форме воображаемого. Этапами являются остановки по пути следования. Экскурсоводом был заранее подготовленный ученик. Учащимся предлагался маршрутный лист, по которому дети определяли положение изучаемого предмета. Затем дети выбрали транспорт, снаряжение, одежду и многое другое, что необходимо для путешествия.

Занятие строилось в виде практических исследований, работы с наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы, которые встречались на остановках во время путешествия. По окончании путешествия дети составили отчеты об «удивительных» объектах.

Если сказки, в общем – то, и без библиотеки интересуют детей, то этого не скажешь, например, об экологии, которая для ребенка, особенно младшего возраста, является некой абстракцией, выраженной в формуле «Природу нужно беречь». Это большая кропотливая работа, целью которой должно быть формирование мировоззрения человека, основанного на представлении человека о своем единстве с природой.

Наиважнейшими задачами являются:

1. Воспитание интереса к познанию окружающего мира

2. Приобретение знаний об экологической культуре детьми младшего

школьного возраста.

3. Последовательное приобщение младших школьников к детской

научно – художественной, справочной литературе и привитие навыков

самостоятельной работы с ней.

Экологическое направление в работе школьной библиотеки в настоящее время является приоритетным направлением теории и практики.

В связи с этим наиболее актуальной стала проблема разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению современных экологических идей во все звенья библиотечной работы.

В решении задач повышения экологической культуры немаловажное значение имеет программа реализации регионального компонента. Как свидетельствует опыт, усвоение понятий происходит более успешно, если они раскрываются на конкретных и близких детям примерах о предметах и явлениях природы родного края. Более доступным для понимания становятся экологические проблемы, если они существуют на родной улице, в селе.

Экологическое воспитание представляет целостную систему, охватывающую всю жизнь человека.

Наиважнейшими задачами являются воспитание интереса к познанию окружающего мира, приобретение знаний об экологической культуре детьми младшего школьного возраста, последовательное приобщение младших школьников к детской научно – художественной, справочной литературе и привитию навыков самостоятельной работы.

И здесь очень важно, чтобы дети проявили свои художественные, литературные способности.

Например, для проведения сценария открытого урока по экологии «Землянам – чистую планету» дети сами с удовольствием придумывали задания, знаки, предписывающие поведение в лесу.

Приложение № 7

В первый раз в нашу библиотеку школьник не всегда приходит за книгой. Над разработкой какой бы проблемы мы с читателями не работали, никогда не забываем тех, кто пока, может быть, и читает только учебники.

Но этот ребенок, возможно, хорошо рисует, и, приняв участие в конкурсе на лучший рисунок, он станет своим человеком в библиотеке, и потом обязательно попробует читать – чтобы «соответствовать» тем детям, с которыми будет здесь общаться. Такой конкурс мы проводили, и результат у него есть.

Самойлов Костя. 5 класс

Лето, зима и рыжая осень

Лето и зима.

Зима она прекрасна,
Но лето все ж милей,
Чирикая о лет, поет мой воробей.
Но и весна не отстает,
Все расцветает и поет,
Поет капель,
Звенит ручей,
И птицы прилетают,
И зиму прогоняют.

Воронкина Алина, 5 класс

Взошел над лесом солнца диск,
Воспели птицы день весенний.
Как хорошо – идет весна!
Посланники весны летят.
О сколько радости,
О сколько счастья!
Идет весна, идет весна!
Как хорошо в лесу прекрасном!

Пацекин Алеша, 5 класс.

Рано утром я встаю
И в окошечко смотрю.
За окном белым- бело.
Все снежком позамело.

Во дворе напротив горки
Белый – белый снеговик,
И сосулька вместо носа,
Как хрустальная блестит.

Данилова Настя 6 кл.

  Показать необычное в обычном – один из приемов, который всегда срабатывает. В этом году девятиклассники заинтересовались «битлами». Конечно, в школьной библиотеке литературы о них очень мало. Однако я собрала все, что было у знакомых, других библиотеках и принесла в библиотеку. В школе мы кинули клич «Битломаны всех классов объединяйтесь!», собираем диски и на следующий год проведем вечер об этой группе. Дети сами придумывают сценарий и викторину. В этом возрасте дети склонны к сотрудничеству, к единению, но им надо помочь в этом. Моя поддержка в поисках интересующей их литературы, проявления внимания к их интересу, надеюсь, помогут объединиться единомышленникам, привлечь на нашу сторону еще многих подростков.

И очень важно, что собираться они будут не в подворотне, а в библиотеке: зайдя туда, ощутив недостаток знаний для полноценного общения со сверстниками, даже не читавший прежде подросток потянется к книге, журналу, потому что для него важно выглядеть в глазах других первым или хотя бы равным.

Я стараюсь разговаривать на их языке. Любой призыв, объявление должны привлекать внимание, восприниматься так, как если бы они были обращены к каждому в отдельности. Например, в конце года вывешиваю объявление:

«Ребята! Время сдавать книги в библиотеку! Мы ждем вас!». Такая неофициальность подкупает, и дети откликаются.

Таким образом, поставив во главу угла не читательский, тематический интерес детей, а их интерес как личностей, я смогла добиться того, что двери библиотеки буквально не закрываются, сюда идут и почитать, и поговорить, и посоветоваться, и поделиться радостью и горем. И ответы на все их вопросы я помогаю искать их в книгах.

Важно так удовлетворить случайно возникший интерес, чтобы у ребенка он развивался дальше. Для этого уже на первом этапе его надо поощрять – хотя бы самодельной грамотой, благодарностью в стенгазете, и помочь идти дальше, углублять свои знания, ненавязчиво подталкивать ребенка, если интерес начинает угасать. Благодаря такому подходу библиотека стала центром научно – исследовательской работы по некоторым направлениям.

Строительство храма в селе Венгеровка стало поводом привлечь внимание к истории нашего села, истокам православия. Дети по крупинкам собирают тот небольшой материал, который лег в основу истории создания летописи «Возрождение храма Успенского в с. Венгеровка». Здесь и рассказы старожилов о построенной в 1818 году и разрушенной 1933 году церкви «Успенской», фотоматериалы и предметы быта жизни односельчан до революции. Исследовательская работа «…Я возвращаюсь к вам, Домашние иконы», проведенная учащимися 9 класса, заняла 2 –е место в Олимпиаде – 2004 года. Ознакомившись с этой работой, администрация села поставили вопрос перед администрацией района о возрождении разрушенного храма.

И храм возрождается!

В этом деле важно подсказать выигрышную интересную тему, доступно объяснить механизм ее разработки, помочь освоить ребенку методику сбора информации, помочь в оформлении. То есть быть активным участником работы на всех ее этапах, потому что многим детям свойственно сиюминутно увлекаться, бросать начатое.

В это время у них еще нет навыка работы с литературой, навыка исследовательской работы, им это трудно, и потому дети, загораясь, не всегда доводят до конца начатое. А когда ты хоть раз поможешь им дойти до конечного результата, ощутить удовлетворение от сделанного, гордость за свой труд, второй раз ребенок будет работать уже более самостоятельно, последовательно.

Я не порываю связи с выпускниками школы. Все выпускники на прощальном вечере получают от библиотеки дипломы читателя по различным номинациям: как самый отзывчивый читатель, как самый дисциплинированный читатель, как читатель - иллюстратор и т.д. Чувствуя внимание к себе, выпускники тоже стараются ответить тем же: вот уже несколько лет стало традицией, что выпускники дарят библиотеке книги…

Стало традицией красочно оформлять новогодние и пасхальные просьбы библиотекаря, сдавать безвозмездно в библиотеку книги после предпраздничных генеральных уборок в квартирах. И люди откликаются, рассудив, что та или иная книга в библиотеке будет востребована, а у него годами пылится на полке.

Письма составляют сами дети, подчас предварительно изучив советы психолога о том, как обращаться к человеку, что бы быть услышанным и понятым. Обычно люди откликаются на просьбу детей и дарят книги.

Например, выпускники 2004 года подарили библиотеке две художественные энциклопедии. Дети оформили благодарственные красочные открытки и вручили их дарителям. Конечно, наша искренняя благодарность приятна им, и в будущем люди уже охотнее откликнутся на наши просьбы.

Особо хочется сказать о подписке на периодическую печать. Это именно тот пласт, который может стать основой для привлечения детей в библиотеку. Опять же вернемся к психологическим особенностям детей разных возрастов.

Например, подростку важно соответственно выглядеть в глазах других, у него проявляется эмоциональный интерес к противоположному полу, ему просто необходимо быть современным. Здесь ни поможет классика, ни справочная литература, но на помощь приходят журналы – «Школьная роман – газета», журнал «Путеводная звезда».

Дома сейчас редко кто выписывает журналы, и подростки, быстро поняв их необходимость для себя, в библиотеке буквально зачитывают их до дыр. У многих интерес к чтению появляется именно с таких молодежных журналов, читать которые в молодежной среде считается правилом хорошего тона.

Педагогическая деятельность школьной библиотеки тесно связана с обучением ребят библиотечно – библиографическим и информационным знаниям.

Библиотеки накопили огромный опыт продвижения литературы к читателю: выставки и обзоры, стенды и тематические полки, вечера и утренники, викторины, устные журналы. Литературные гостиные, диспуты и еще много интересных форм работы. Однако у школьной библиотеке есть уникальная возможность: использовать привычную для ребят форму урока и совершенствовать ее вместе с педагогами.

Так, например, мы решили объединить усилия библиотекаря и преподавателя – словесника для совместного проведения интегрированного урока, основной задачей которого являлось духовно – нравственное воспитание учащихся.

Наша библиотека совместно с учителем литературы подготовила интегрированный урок для шестиклассников по теме «Чудотворец преславный и заступник пречудный преподобный Сергий Радонежский».

Педагогические цели урока – повторение и контроль усвоения знаний о жизни Сергия Радонежского, воспитания детей на основе национальных ценностей России, приобщения к основам православной культуры; библиотечные цели – представления произведений духовной поэзии и духовной прозы, книжно – иллюстративного материала, аудио и видеодокументов, а также содействие развитию критического мышления (оценка и размышление о прочитанном, увиденном)

К уроку были подготовлены плакаты (с названием урока и с эпиграфом к нему), свечи, аудио и видеоматериалы, репродукции картины М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Открытки с видами Троице – Сергиевой лавры и др.

В начале урока были заданы два вопроса:

1. Что есть, на ваш взгляд, духовный подвиг?

2. Какие уроки вы извлекли из жизни преподобного Сергия?

Ответы на них должны были сложиться в ходе урока после того, как мы совместно вспомнили и обсудили историю жизни духовного наставника русского народа. Основную канву рассказа о жизни Сергия Радонежского, предлагаемую учителем, дополнял библиотекарь, обращая внимание ребят на отдельные эпизоды исторических событий. Демонстрируя иллюстративные материалы, ученики читали стихи о преподобном Сергии, прозвучала и молитва к нему: «Отче наш Сергий, испроси нам от Бога нашего всем и каждому: веры соблюдение, мира умирение, скорбящим утешение, нездоровым исцеление, младенцам воспитание, юным наставление, неверующим вразумление».

Мы говорили о силе добра, о силе слова, важности личного примера, о том, что вот уже 600 лет идут в Троице – Сергиеву лавру ко гробу Сергия Радонежского русские люди, видя в нем защитника и покровителя русской народности и православия. В ходе урока речь шла не только о литературе, об истории нашей страны, но и о проблемах становления духовного сознания наших современников, о том, как способность любить свою страну, людей, Господа Бога искренней бескорыстной светлой любовью очищает душу человека, возвышает его, спасает от искушения и пороков.

Школьная библиотека занимает ведущее место в образовательном в образовательном пространстве школы, выполняя не только непосредственно библиотечные функции, но и способствуя развитию информационной грамотности учащихся.

За несколько лет работы удалось выстроить целостную систему уроков информационной культуры (библиотечных уроков), на которых организуется самостоятельная работа учащихся с текстом, используются различные стратегии, разные формы организации познавательной деятельности учащихся.

Целью таких уроков является обучение детей работать с разными источниками информации, отсеивать ненужное, выбирать главное, грамотно выполнять библиографические записи, но, самое главное, привить любовь к книге, сформировать естественную потребность в художественном чтении, развивать читательские вкусы.

На уроках информационной культуры мы с учащимися подготовили серию библиотечных уроков с применением проектной технологии.

Восьмой класс подготовил 2 проекта по духовно – нравственному воспитанию: «Души моей спасение», «Православная Россия».

  А с учащимися девятого класса разработали проект «Молодежь против наркотиков».

Большую роль в продвижении библиотечной книги играет реклама.

Библиотека наша небольшая, книжный фонд составляет 7300 экземпляров, однако школьники (их обучается 145 человек) посещают библиотеку с удовольствием. В текущем году было решено проанализировать роль рекламы в продвижении библиотечной книги. В качестве эксперимента в библиотеке функционировал специально подготовленный и оформленный стенд с произведением поэтов XX века.

При его создании учитывались современные приемы информационно – психологического воздействия, используемые в торговой и телевизионной рекламе (цветовые факторы и контрастная графика, наличие слоганов, использование фамилий поэтов, уже известных читателям, и др.). Все элементы стенда изготавливали дети сами с помощью компьютера, находящегося в школьной библиотеке.

Стенд, без всякого сомнения, привлек внимание всех читателей библиотеки. Результаты исследования показали, что подавляющее число респондентов проявили интерес именно к рекламному блоку, причем наибольшая активность отмечена у девушек.

Оказалось, что внешний вид рекламного блока имеет разное значение для юношей и девушек. Так, юноши больше интересуются самим объектом рекламы.

В ходе анкетирования среди основных факторов, побудивших учащихся обратиться в школьную библиотеку за книгой, была отмечена рекламная акция. Многие отметили, что при знакомстве с рекламным материалом у них возникли и желание рассмотреть его внимательнее, и побуждение посмотреть и взять в руки само рекламируемое издание.

Из следующей схемы видно, какие элементы оформления библиотечного стенда привлекли внимание учащихся:

Внешний вид рекламного блока имеет разные значения для юношей и девушек. Юноши больше интересуются объектом рекламы.

Для меня важно, что большинство респондентов указали на библиотечную рекламу как на важнейший фактор повышения читательской активности. К самим книгам, представленным на стенде, больший интерес проявили девушки.

Большинство респондентов указали на библиотечную рекламу как на важнейший фактор читательской активности. Девушки проявили больший интерес к книге, чем юноши.

Подавляющее большинство респондентов проявили интерес к рекламному блоку. Наибольшая активность отмечается у девушек.

Среди выводов исследования можно выделить следующие:

Эффективная библиотечная реклама, спроектированная с учетом приемов информационно – психологического воздействия, обеспечивает повышения читательской активности и интереса к чтению.

Успех рекламы зависит именно от использования информационно – психологического воздействия. Иррациональное поведение потребителя поддается этому воздействию.

В целом же, не забывая об отрицательных сторонах рекламы, необходимо понимать, что она способствует улучшению качества жизни людей, информирует о новых возможностях и товарах (в том числе и книгах), способствует удовлетворению разнообразных потребностей человека и оказывает положительное воздействие на движение технического прогресса и развития экономики.

Одной из важнейших задач я считаю комплектование и расстановка фонда особой литературой.

Это должны быть книги познавательные и развивающие, но доступные для восприятия наших детей, привлекающие внешне, с большим количеством ярких иллюстраций, в частности сказки, детские стихи и рассказы, понятные каждому ребенку, яркие и красочные. Эта задача успешно решается благодаря бюджетным средствам.

Фонд расставлен так, чтобы мне было удобно работать с детьми, а они могли легко ориентироваться в книжном мире. Особое место занимает книжная выставка «Край мой родниковый». Здесь собрана литература о природе нашего края, о достопримечательностях Белгородской области.

Красочно оформлен альбом о наших знаменитых земляках «Моя малая Родина».

Достойное место занимает книга – летопись «Нам 350». Эта замечательная книга, создана авторским коллективом, поставившим перед собой задачу: собрать, обобщить и донести до потомков историю Ракитянского края, значительные ее события, судьбы людей, ушедших и живущих. В этой книги дети с восторгом находят знакомые места, рассказы о знаменитых людях нашего района.

На стенде «Литературный Белгород» находятся произведения

писателей и поэтов Белгородской области. Таких как В. Шаповалова, С. Тарасова (иллюстрация к этой замечательной книги была выполнена нашим преподавателем ИЗО Беликовым А.Н.) , П. Савина, М. Тверитинова, В. Харченко, Е. Дубровского, Н. Пенского «Моя родная сторона» и другие.

Большой популярностью у детей пользуются выставки книг «Братья меньшие». Книг о животных много, разных, красочных. Любовь к нашим братьям меньшим не чужда никому. Дети с интересом читают эти книги, рассматривают иллюстрации, и сами становятся мягче и добрее. Дети 4– 8 классов с удовольствием читают книги «Иллюстрированная классика», где каждая страница текста сопровождается ярким рисунком. Детям бывает сложно сразу одолеть толстый классический том. Вот почему Библиотека «Иллюстрированная классика» представляет лучшие образцы пересказа всемирно известных произведений и пользуется у детей большой популярностью.

Дети старшего возраста предпочитают чтение произведений русских писателей и поэтов, зарубежную литературу.

Большим спросом у ребят пользуются выставки «Боль памяти», «Знакомство с профессиями», «Новинки литературы», «Души моей спасение» и другие.

Детей 1-4 классов больше привлекает красочно оформленная выставка

«В гостях у сказки».

Ребята привыкли к регулярному посещению библиотеки, привыкли к чтению по собственному, по их возможностям, выбору. Есть дети, которые проводят в библиотеке много времени – они читают, порой приходят посидеть в тишине и поговорить о чем-то личном.

Я всегда стараюсь создать в библиотеке атмосферу добра, радости, положительных эмоций от хорошей книги и посещения библиотеки.

Кроме этого, результативность моей работы характеризуется повышением средней посещаемости библиотеки на одного ребенка в последние три года.

2002/2003 уч.г. - 72

2003/2004 уч.г. - 85

2004/2005 уч.г. - 90

Увеличением средней читаемости на одного ребенка за последние три года.

2002/2003 уч.г. - 110

2003/2004 уч.г. - 115

2004/2005 уч.г. - 130

Увеличением среднего количества книговыдач.

2002/2003 уч.г. - 25

2003/2004 уч.г. - 28

2004/2005 уч.г. - 32

Обращаемость фонда школьной библиотеки за последние три года.

2002/2003 уч.г. - 1,7

2003/2004 уч.г. - 1,8

2004/2005 уч.г. - 2,1

Положительная динамика наблюдается и в изменении качественного состава читаемой литературы. В большей мере востребованными стали и методическая литература, и художественная, и периодическая.

                   Худ.лит. Науч.поп. Период. Метод.лит. Техн.лит.

2002/2003 уч.г. 54%            87%            32%           12%     8%

2003/2004 уч.г. 63%            88%             33%           16%     8%

2004/2005 уч.г. 85%            86%               65%           32%   10%

Ежегодно на протяжении трех лет в школе фиксируется отношение детей к проблеме наркомании, курения и алкоголизма. Результат – все больше детей задумывается о значимости этой проблемы в нашей жизни, и в этом немалая заслуга библиотеки.

Мнение учащихся о наличии проблемы курения и пьянства среди учащихся школы.

                         5    6      7       8     9     10    1 1

2003/2004уч.г. 0% 34% 12% 25% 25% 23% 15%

2004/2005уч.г 23% 65% 10% 35% 35% 45% 10%

2005/2006уч.г. 50% 92% 14% 93% 69% 54% 83%

Мнение детей о наличии проблемы наркомании среди учащихся школы.

                         6       7      8     9      10    11

2002/2003 уч.г. 34% 12% 25% 25% 23% 15%

2003/2004 уч.г. 65% 34% 35% 35% 45% 56%

2004/2005 уч.г. 100% 86% 43% 69% 54% 83%

Изменились ценностные ориентации детей.

Повысился рейтинг ценности здоровья, дружбы и любви, уважения к родителям.

Можно сделать заключение, что значимость школьной библиотеки для учащихся и педагогического коллектива значительно возросла, библиотечная жизнь стала важна и необходима для детей.

Администрация школы координирует всю работу и определяет связи взаимодействия между библиотекой и разными категориями читателей. Ежегодно работа школьной библиотеки планируется в соответствии с планом работы школы. План работы утверждается после личного собеседования.

Отчеты о работе заслушиваются на педсоветах, совещаниях при директоре по вопросам пополнения учебно-методических комплектов, выполнения программы по проведению уроков информационной культуры, обеспечению учащихся учебниками, учебной литературой. Директором школы ежегодно утверждаются направления для информирования педагогических работников, администрации. Сами работники администрации являются активными читателями библиотеки.

Библиографический список:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.

2. Белинский В. Г. Избранное. М., 1948.

3. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей.– Соч. В 7-ми т. М., 1957, т

.

4. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие /ГБЛ. - М.:

Книжная палата, 1987.-255с.

5. Библиотечно-библиографические знания - школьникам: Практическое

пособие ГРДБ РСФСР; Сост. В.Г. Валькова. - 3-е изд., перераб., доп. - М.: .

6. Школьная библиотека. Журнал № 2. ООО «Школьная библиотека», М.,

2003 г.

7. Н.А. Пенской. Моя родная сторона.1,2. ч., изд. Шаповалова,

г. Белгород,1997 г.

8. Игумен Георгий (Шестун). Православная школа. Изд. «Воскресная

школа» Москва. 2004.

9. Справочник библиотекаря. Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – СПб.,

Профессия, 2000.- 425с.

Домашняя ] Вверх ]

Сайт создан в системе uCoz